25-07-2013, 05:39 | Просмотров: 2 150; Годзю-рю
Ката Сайфа サイファ / 最破 / 獅法

Становление Нахатэ связано с именем мастера Хигаонна Канрё, который на протяжении ряда лет учился китайскому кэмпо в южнокитайской провинции Фуцзянь в области Фучжоу. Хигаонна привез из Китая целый ряд ката, и в их числе – Сайфа.
КАТА САЙФА. АЛЕКСЕЙ ГОРБЫЛЁВ

Известно, что Хигаонна был неграмотен и не знал, какими иероглифами должны записываться названия тех ката, которым он обучал своих учеников. Соответственно, не знал Хигаонна и смысла названий этих ката. Поэтому в некоторых школах до сих пор название «Сайфа» принято записывать фонетической азбукой катакана. Для японца это означает, что «Сайфа» – слово заимствованное, и значение его может быть неясно.
В период распространения каратэ в Японии слово «Сайфа» претерпело фонетическую трансформацию. В японском слоговом языке нет слога «фа», поэтому в большинстве японских школ каратэдо, где практикуют это ката, на смену «Сайфа» пришло название «Сайха» (согласный «х» для японца слабо отличается от согласного «ф», а слог «ха» входит в слоговой ряд ха, хи, ФУ, хэ, хо).
Наряду с неудобопроизносимым названием, не нравилось многим японцам и то, что смысл названия «Сайфа» был абсолютно неясен. Для названия «Сайха» стали подбирать значимые иероглифы (атэдзи), чтобы сделать название не только легкопроизносимым, но и звучным. Так, в некоторых школах слово «Сайха» стали записывать как 砕破, что означает «Разбивать на куски и разрушать». В школе Кёкусин в версии IFK название «Сайха» записывается иероглифами 最波 со значением «Большая волна» (букв. «Максимальная волна»).
В Кёкусин каратэдо в версии Кёкусин-кан, как и в версии Мацуи (IKO-1), название этого ката записывается иероглифами 最破 (японское прочтение – «Сайха»), что означает «Максимальное разрушение», но прочитываются эти иероглифы на старый китайский манер – «Сайфа».
К разгадке тайны происхождения Сайфа ближе всех, по-видимому, подошел авторитетный окинавский исследователь истории каратэ и мастер нескольких школ Киндзё Акио, который несколько десятилетий посвятил изучению южнокитайских стилей кэмпо, стараясь отыскать корни каратэ, в целом, и отдельных ката, в частности.
По мнению Киндзё, «Сайфа» – это ката одного из стилей кэмпо из области Фучжоу провинции Фуцзянь. На фучжоуском диалекте слово «Сайфа» означает «Способ льва» (на современном стандартном китайском языке путунхуа – шифа – 獅法).
Киндзё много расспрашивал мастеров ушу из Фучжоу, не знают ли они комплекса с названием «Сайфа», но такого комплекса не знал никто. Однако позднее окинавский исследователь установил, что в рамках магистрального направления Фуцзянь Шаолинь-цюань существовал стиль «Способ кулака льва» (Шицзы цюаньфа 獅子拳法), и тут, как он пишет, его словно осенило.
Киндзё прекрасно знал, что в разных китайских диалектах одни и те же иероглифы могут прочитываться совершенно по-разному. Так, на тайваньском диалекте (который относится к южноминьскому диалекту провинции Фуцзянь) известное и у нас слово «шифу» – «наставник» – произносится, как «сайфу». При этом и слово «учитель» (на путунхуа – ши), и слово «лев» (ши) по-японски произносятся одинаково – «си». «Может быть, и по-фучжоуски чтения этих иероглифов совпадают?» – подумал Киндзё Акио. Предложив фучжоусцам прочитать иероглифы «Кулак льва», Киндзё убедился, что его догадка верна: все фучжоусцы прочитывали эту комбинацию, как «сайфа».
Стиль Шицзы цюаньфа – «Способ кулака льва», относящийся к направлению Вэйто-мэнь (偉駄門), – зародился в уезде Юнтай провинции Фуцзянь (старое название уезда – Юнфу) в эпоху Южная Сун (XIII век). В конце династии Юань – начале династии Мин (конец XIV века) он распространился и в Фучжоу. Этот стиль был известен также под названиями «Ши-цюань» – «Кулак льва», «Шисин-цюань» – «Кулак формы льва», «Цзиньши-цюань» – «Кулак золотого льва», «Шицзы-цюань» – «Кулак льва», «Шицзыфа» – «Способ льва» и др.
Основатель Годзю-рю Мияги Тёдзюн в 1915 г. посетил город Фучжоу, где изучал ушу его учитель Хигаонна Канрё. Он исследовал местные стили ушу, а позднее, в 1936 г., написал небольшую статью «Краткий обзор истории рюкюсского кэмпо «каратэдо»» («Рюкю кэмпо каратэдо энкаку гайё»), в которой в разделе «О появлении кэмпо [на Окинаве]» («Кэмпо торай-ни цуйтэ») писал:
«Рассказывают, что семя китайского кэмпо зародилось уже во времена Желтого императора Хуанди, создавшего пять тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ величественную культуру. Как бы там ни было, истоки китайского кэмпо уходят в далекую древность, и разве трудно вообразить себе, что их происхождение связано с воинственным духом соперничества, исконно присущим человеческому роду? В качестве примера сошлюсь на тот факт, что все старинные школы китайского кэмпо создавались на основе подражания поединкам животных и птиц, о чем явственно свидетельствуют уже сами названия этих школ: «Способ тигра», «Способ льва» , «Способ обезьяны», «Способ собаки», «Способ журавля»».
«Я думаю, теперь вполне понятно, что упомянутый в этом фрагменте «Способ льва» – это и есть «Кулак льва», а ката «Сайфа» – комплекс-таолу, вобравший в себя приемы «Способа кулака льва»», – пишет Киндзё Акио.
Подтверждения верности своей лингвистической гипотезе Киндзё обнаруживает в самой технике ката Сайфа.
Вот, к примеру, атака двумя руками в боевых позициях хиракэн на среднем уровне (так принято в окинавском направлении Годзю-рю мастера Хига Сэйко,
КАТА САЙФА. АЛЕКСЕЙ ГОРБЫЛЁВ
в котором ката, как считается, близки оригиналу мастера Хигаонна; в Кёкусин и в японском Годзю-рю мастера Ямагути – двойной удар кулаками моротэ сэйкэн-цуки). Это движение, по мнению Киндзё, символизирует атаку льва, скачком бросающегося на добычу и вонзающего в нее когти; как он пишет, оно буквально наполнено львиным рыком.
В Сайфа дважды используется топчущий удар ногой (или перемещение с мощным топчущим шагом) – характерная особенность фуцзяньского Кулака льва.
Наконец, заключительное движение ката Сайфа – толчок двумя ладонями, при выполнении которого каратист, словно лев, разевающий пасть на свою добычу, с мощным силовым выдохом выдвигает руки с открытыми ладонями с полусогнутыми на манер тигриных когтей пальцами – весьма характерно для стиля Белый журавль, который оказал большое влияние на развитие окинавского каратэ. Причем называется это техническое действие «Лев разевает пасть», считается, что оно символизирует львиный рык перед атакой.
* * *
В школе Годзю-рю мастера Ямагути Сайфа классифицируется как первое ката класса мастерских (кайсюгата).
КАТА САЙФА. АЛЕКСЕЙ ГОРБЫЛЁВ
Как отмечает Ямагути, являясь самым коротким среди кайсюгата, Сайфа своим набором элементов резко контрастирует с ученическими «массовыми ката» (фукюгата – к этому классу в японском Годзю-рю Ямагути относятся группа ката Тайкёку и ката Гэкисай Ити и Гэкисай Ни). Если в «массовых ката» представлены только базовые блоки и удары и простейшие перемещения, то в Сайфа зашифрованы уже различные варианты захватов (торивадза), освобождения от захватом (хадзусивадза) и сбивания противника с ног (таосивадза). Так, в отличие от массовых ката, где первое движение всегда блок, в Сайфа первая серия движений шифрует освобождение от захвата за руку – обычную для реальной жизни конфликтную ситуацию.
В Сайфа представлен богатейший технический арсенал. Так, в варианте в японского Годзю-рю Ямагути Гогэн насчитал 32 технических действия, причем в числе 22 приемов нападения – 3 болевых приема (в составе приемов освобождения от захватов, причем все – в интродукции ката). Многие технические элементы уникальны и не встречаются в других ката.
КАТА САЙФА. АЛЕКСЕЙ ГОРБЫЛЁВ
Особенностью Сайфа является широкое применение хлыстовых ударов – уракэн-ути и тэтцуи-ути (в двух вариантах), эффективность которых определяется тонкой межмышечной координацией – умением расслаблять бьющую руку в момент разгона и концентрироваться в момент удара.
В первоначальном варианте Сайфа в Годзю-рю многие удары руками выполнялись четко вбок (уракэн-ути, тэтцуи-ути и ура-цуки), что являлось не только особенностью этого ката, но и служило важным методическим приемом, обучая каратиста умению включать все тело в удар, направленный не только вперед, но и в сторону.
Сайфа можно назвать школой стоек и переходов из одной стойки в другую. Переходы из стойки в стойку в большинстве случаев выполняются то плавно, то резко при выполнении одной комбинации защитных и атакующих действий. Поэтому необходимо уделять особое внимание тому, чтобы при выполнении ката не возникало неоправданных пауз. С другой стороны, в Сайфа в ряде случаев в одной стойке в быстрой последовательности выполняется несколько технических действий руками, тогда как в ученических ката в большинстве случаев на одну стойку (на один шаг) приходится только одно техническое действие. Это требует «укоренения» в стойке, умения работать бедрами, поясницей и животом.
От более простых ката Сайфа отличается и особым вниманием к работе взгляда. Взгляд быстро переводится с одной стороны на другую, причем в ряде случаев тело исполнителя ката смотрит в одном направлении, а голова повернута в другом. Известно, что правильное выполнение мэцукэ – фиксации взгляда – является одним из важнейших требований к правильному выполнению ката, поскольку от направления взгляда может существенно меняться прочтение, смысл фрагмента. Поэтому при изучении Сайфа мэцукэ необходимо уделять самое пристальное внимание.
КАТА САЙФА. АЛЕКСЕЙ ГОРБЫЛЁВ
Особое внимание такой ведущий инструктор Годзю-рю, как Хигаонна Морио, уделяет работе взгляда в том эпизоде в ката, где боец смещается в сторону с блоками сюто гэдан-бараи и хайто ути-укэ, повернув голову в сторону руки, выполняющей гэдан-бараи, и наносит удар маэ-гэри вперед, не смотря в сторону удара. Хигаонна указывает, что этот поворот головы имеет важное и прикладное, и методическое значение.
КАТА САЙФА. АЛЕКСЕЙ ГОРБЫЛЁВ
С одной стороны, каратист учится контролировать в бою пространство вокруг себя; смотреть, что происходит по сторонам, если ситуация на «основном фронте» ясна, и ее можно контролировать только периферическим зрением и слухом. С другой, выполнение удара ногой при взгляде в другую сторону способствует развитию более тонкого чувства равновесия и способности удерживать его. Наконец, этот фрагмент в ката указывает каратисту, что он должен развивать слух, чтобы быть в состоянии контролировать ситуацию, ориентируясь только на слух, улавливая шумы, исходящие от противника (дыхание, шелест одежды и т. п.).
Как и все другие мастерские ката, Сайфа и индивидуально, и в группе обычно выполняется без команд инструктора. Однако в методических целях в начале изучения ката оно может быть разбито на ряд логических блоков, которые могут выполняться под команду.
Рисунок эмбусэн Сайфа имеет вид буквы «Т». Вначале исполнитель движется вперед по длинной продольной дорожке, затем выполняет ряд элементов, смещаясь из стороны в сторону по короткой «перекладине», далее – ряд элементов в разворотах на 180 градусов в месте примыкания продольной линии к «перекладине», и затем возвращается в место начала ката по продольной линии.
Являясь самым коротким среди всех мастерских ката, Сайфа одновременно содержит довольно сложные технические элементы, трудные даже для обладателей черных поясов. Для цветных же поясов его освоение может быть серьезным вызовом, успешный ответ на который обычно дает мощный импульс совершенствованию технического мастерства.
В японском Годзю-рю мастера Ямагути
КАТА САЙФА. АЛЕКСЕЙ ГОРБЫЛЁВ
Сайфа обычно включается в программу занятий обладателей средних ученических разрядов – с 6 по 4 кю – в качестве своего рода подготовки к изучению еще более сложных и длинных мастерских ката. На следующем этапе – с 3 по 1 кю – от ученика требуют основательного овладения этим непростым ката.

Алексей Горбылёв (shigetsu@rol.ru)

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.