16-07-2013, 09:35 | Просмотров: 4 531; Школа
Основы ГОДЗЮ-РЮ каратэ
Н. Госэй Ямагучи
(THE FUNDAMENTALS OF GOJU-RYU KARATE By N. Gosei Yamaguchi)
Пер. с англ. А. М. Подщеколдина.– М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
Основы ГОДЗЮ-РЮ каратэ Н. Госэй Ямагучи
Основы ГОДЗЮ-РЮ каратэ Н. Госэй Ямагучи
ПОДЩЕКОЛДИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
Подщеколдин Александр Михайлович
"Для тех, кто прозанимался год - каратэ это физическая культура, 3 года - самооборона, 5 лет - стиль жизни".
А.М.Подщеколдин

Первый президент Федерации боевых искусств СССР, мастер спорта СССР по контактному каратэ. Родился 20 октября 1949 года в городе Харьков (Украина) в семье служащих.

“ …Саша с детства был очень способным к языкам и математическим наукам. Немного был хулиганом, и немного изобретателем…”
Из воспоминаний родной сестры А. Подщеколдина – Екатерины
Закончил школу № 36 г. Харькова. В 1966 году начал заниматься изучением боевого самбо при Харьковском горкоме комсомола.

“… Мы с Сашей Подщеколдиным познакомились в 1966 г. Тогда секретарь Павлопольского райкома комсомола Наташа Мондрыка попросила меня взять к себе надёжных, как она сказала, парней. Познакомились, подружились, я его и Эдуарда Кричевского взял к себе и в тяжёлом труде они учились ведению боя.

Учились они индивидуальной и групповой защите, захвату, сопровождению. Они выделялись среди остальных парней. Работали они много, тяжело, целеустремлённо. Вот я и решил заниматься с ними дополнительно, обучал пониманию техники и методики тренировочного процесса, подбирая наборы комбинаций, учитывающие их физические и бойцовские качества, показывая специфику и технологию каждого изучаемого приёмa и комбинации.

Учил их всегда вести бой до намеченного результата, быть жёсткими, но не жестокими. Уже к лету 1967 года A. Подщеколдин и Э. Кричевский были очень приличные бойцы….”
Из воспоминаний о А. Подщеколдине его первого инструктора по боевому самбо Феликса Гельмана.

В 1966 году Александр поступил в Харьковский университет им. Каразина на механико- математический факультет, но математика быстро ему наскучила и он отправился искать свою судьбу в Москве.

В 1967 году, А. Подщеколдин поступил в Московский Университет Дружбы народов (УДН) и именно в университетском общежитии произошли его судьбоносные встречи с неоднократным призером чемпионатов Японии по каратэ середины 60-х годов, обладателем 4 дана по годзю-рю Хасимото Хидэо (жил в одной комнате) и другими иностранными студентами, которые и начали историю боевых искусств в СССР.

“ …. Жили студенты впроголодь, ели лук, стреляли на московских площадях голубей, а когда из Украины передавали сало - это был праздник. И главное, учились и тренировались под руководством мастера годзю-рю Хасимото Хидэо…. “
Из воспоминаний родной сестры А. Подщеколдина - Екатерины

“… В 1967 году Саша поступил в Университет Дружбы Народов (УДН), а в конце сентября 1967 года и я приехал в Москву на почти годовую стажировку и практику. Саша рассказал мне о Хасимото Хидэо и познакомил нас.
После первого спарринга, мы поняли, что интересны друг другу как профи, да и он скучал по хорошему бою. Хасимото учил меня и заодно Сашу основам, а потом секретам своей школы, я делился своими навыками ведения боя. Саше было очень тяжело, но он стойко терпел и набирался опыта.
Прошёл год, и в мае 1968 я должен был уехать в Харьков. Вот на последней нашей прощальной тренировке Хасимото после почти 30 минутного спаррингового боя вручил мне свой чёрный пояс. Там же и были сделаны ряд фото с Хасимото и Сашей. Кстати, на нескольких сохранившихся у Саши фото стоит Хасимото, правда не резкое изображение.

Ни я, ни Хасимото обычно фото не делали, но это было прощание с Хасимото навсегда.
Осенью 1968 года я вернулся в Москву, но встречаться с Хасимото не мог. Иногда Саша приезжал ко мне, последний раз в 1970 году вместе с Эдуардом Кричевским, которому я перед отъездом передал пояс Хасимото с напутствием стать достойным этого пояса.
После этого, по независящим от нас обстоятельствам, мы расстались навсегда.
Светлая память Александру Подщеколдину ..….”
Из воспоминаний о А. Подщеколдине его первого инструктора по боевому самбо Феликса Гельмана.

В 1971 году Александр Подщеколдин был квалифицирован на чёрный пояс 1 дан мастером Хасимото Хидэо. После успешного окончания УДН, интересовался Востоком ( восточной философией, историей).

Продолжал образование в аспирантуре Института востоковедения СССР, Американском Дипломатическом Университете Нью Йорка. Защитил диссертацию, став кандидатом исторических наук. Получил американскую степень доктора социальных наук. В 70-х годах работал в Институте Востоковедения АН СССР.

В 1976 году ездил в Индию, встречался с Индирой Ганди.

Свободно владел 6-тью (!!!!) иностранными языками, включая два восточных. На вопрос: « На каком языке ты думаешь?», отвечал: « Скорей на испанском, но часто и на английском». В 80-е годы уехал в США на переводческую работу в ООН, и все время продолжал совершенствоваться в боевых искусствах.

“… Вернувшись из США, увлекся историей советского периода и начал изучать жизнь и деятельность Троцкого Л.Д., работая в Институте марксизма-ленинизма.Ездил в Мексику, как один из лучших специалистов по Троцкому.

Однако после 1985 года, перестройки, распада СССР, институт закрылся и практическиполностью написанная докторская диссертация, так и не была защищена. …”
Из воспоминаний родной сестры А. Подщеколдина - Екатерины

из интервью А.Подщеколдина журналу " Боевые искусства Востока" ( № 1 1991 года) -

“ …. Первые инструкторы и учителя по каратэ : Хасимото Хидео (каратэ), Ивасаки Ганчо (дзюдо), Хироси Ито (джиу-джитсу), Пабло Морено (капоэйра-капуэйра) ...”

“… В 1979-1981 годах работал в США, изучал различные стили, такие как Вин Чун, Бок Пай, Тайцзицюань, американское контактное каратэ, Годзю-кэн, Сантин-до, Сёрэй-рю, Чун Кук До, Атэми-дзюцу, Ниндзюцу, Тайкикэн….”

“… участвовал в соревнованиях, тренировался у известных мастеров, таких как Да Силва (5 дан), Отиан (7 дан), Оцука (8 дан), Уильям Квонг, Чэнь Ву и др. …”

“… В 1981 году в США аттестован на 1 дан по контактному каратэ и атэми-дзюцу, 2 дан по годзю-кэн и 3 дан по шорэй-рю. ..”
Активно участвовал в легализации, организации и развитии боевых иcкусств в СССР.

“… В 1987 году группа энтузиастов собралась в Философском Обществе СССР для обсуждения самых разных вопросов, связанных с боевыми искусствами. Алик Подщеколдин был одним из инициаторов и организаторов первого научного обсуждения проблем каратэ в СССР - I Всесоюзного симпозиума "Феномен каратэ-до", прошедшего под эгидой Философского Общества СССР в Москве в марте 1988 года. По результатам симпозиума был издан сборник, мгновенно ставший раритетом. Одной из ключевых статей этого сборника стала статья А.Подщеколдина об истории боевых искусств.

В апреле 1988 года на заседании Президиума Философского Общества СССР было объявлено о регистрации Центра по комплексному изучению восточных единоборств при ФО СССР (ВЦКИВЕ). Алик вошел в состав Бюро Центра и стал заместителем председателя организационно-методического Совета.…”
Из воспоминаний мастера спорта по каратэ Михаила Стёпина, друга и коллеги А. М. Подщеколдина.
“… Был дипломированным инструктором Тайваньской Федерации ГОШУ и Американской Академии боевых искусств, членом международного общества будо, Американской ассоциации инструкторов боевых искусств и др….”

“…. САВЕ (Советская ассоциация восточных единоборств) была создана в марте 1989 года. Это была первая общественная организация, объединяющая представителей различных видов и стилей боевых искусств в СССР. Алик Подщеколдин был избран вице-президентом.

25 декабря 1989 года была создана ФБИ СССР (Федерация Боевых искусств СССР) – общественно-государственная организация при Госкомспорте СССР. Ее президентом был избран А.М.Подщеколдин, один из первых каратистов в СССР, представитель старинной Окинавской школы каратэ Годзю-Рю.

Позже Алик был одним из руководителей Московской Ассоциации боевых искусств, Международной Ассоциации Национальных организаций Контактного каратэ.

Можно сказать, что А.М.Подщеколдин был в самой гуще событий, связанных с отменой запрета, с созданием первых федераций боевых искусств, с международным признанием советских федераций каратэ, таэквон-до, ушу, других видов боевых искусств…”
Из воспоминаний мастера спорта по каратэ Михаила Стёпина, друга и коллеги А. М. Подщеколдина.

В 1990 году в издательстве "Советский спорт" вышла книга "Уроки китайской гимнастики - Ушу" авторов А.А. Маслова *, А.М. Подщеколдина, которая пользуется популярностью до настоящего времени.

*Маслов Алексей Александрович - востоковед, специалист в области китайской цивилизации, культурных и политических традиций, профессор, доктор исторических наук.

В 1991 году решением Московской Ассоциации боевых искусств и Федерации контактного каратэ СССР за вклад в развитие каратэ в стране Подщеколдину А. был присвоен 5 дан.

Распался Советский Союз и распалась Федерация Боевых Искусств. Подщеколдин А. был приглашен на пост вице – президента Международной ассоциации национальных организаций контактного каратэ. Продолжал активно совершенствовать своё мастерство.

“ … Давно это было...стремительный полет времени стирает следы... 1988 год... Подщеколдин ... Федерация Боевых искусств СССР ....САВЕ... советская ассоциация восточных единоборств... сменяющие друг друга структуры… борьба за власть на поприще боевых единоборств... исчезновение СССР.... уход Александра....только рукописи не горят...

В книге автора Норими Госэй Ямагучи "Основы годзю-рю каратэ", сына Гогэна Ямагучи, изданной в 1998 году в переводе Александра Подщеколдина, переводчик, испытывая глубочайшее уважение к тексту книги и его автору, взял на себя смелость добавить свои комментарии, которые говорят о глубине его познаний в этом искусстве и которые никогда не утратят свою практическую ценность в любом направлении боевых искусств. Только Мастер, простыми словами, может донести суть искусства, понятную как начинающему, так и искушенному специалисту!
Светлая ему память ….”
Из воспоминаний Александра К. из Северодонецка, отдавшего более 35 лет практике, теории и истории каратэ, лично знавшего А. М. Подщеколдина в 80-х годах.

“ … Я с Аликом Подщеколдиным познакомился в 1971-72 годах… Про наше знакомство с Аликом Подщеколдиным написано в книге «Красный Кёкусин» Александра Танюшкина и Павла Безголосова. Там с большой долей выдумки описаны и наши тогдашние теоретические взгляды на каратэ, и даже несколько случаев практического применения каратэ на улице.

… Мы с Аликом пытались найти Хасимото и в Китае, и в Японии, но безрезультатно….

А с 1986-87 плотно занимались борьбой с запретом, создавали первые "послезапретные" организации боевых искусств в СССР….

Наше сотрудничество с Аликом началось в 1986 году, когда мы вместе с Сергеем Моисеевым и Аликом направили председателю Президиума ВС СССР А.Громыко письмо с предложением отменить запрет на преподавание каратэ. С этого момента на протяжении почти полутора десятков лет мы постоянно вместе работали в различных общественных и государственных организациях, объединяющих советских каратистов, ушуистов, таэквондистов, айкидоистов и т.д., организовывали первые «после запрета» федерации разных видов восточных единоборств, курсы подготовки инструкторов Госкомспорта СССР, участвовали в первых выездах советских каратистов, таэквондистов на крупнейшие международные соревнования, часто встречались в спортивном зале "Динамо", иногда вместе отдыхали, просто дружили….”
Из воспоминаний мастера спорта по каратэ Михаила Стёпина, друга и коллеги А. М. Подщеколдина.

Ильяс Сарсембаев, отец которого, Жазит Сарсембаев, учился с Александром Михайловичем (они учились в УДН на истфаке вместе в одной группе), написал:

“ … тренировался у Александра Михайловича Подщеколдина чуть ли не с детства, - тогда Вице-Президента САВЕ. Потом у Тадеуша Касьянова. Он вел группу в РУДН в 89-91, а потом тренировался с сыном Подщеколдина Сашкой (Александровичем). Потом Сашка погиб, а через полтора года не стало Александра Михайловича.

Сразу высылаю два фото, которые у меня есть. На фото, где Алик с еще двумя, - но тут я не знаю с кем он!
Теперь, благодаря вам у меня есть фото еще!
Я боялся, что фотоархив утерян!
Теперь нет!
Все есть!
Слава Богу! …”

“ … Единственное к чему Саша оказался совершенно не приспособленным, так это к бизнесу. После распада СССР для него было трудное время, бизнес не получался, а история оказалась никому не нужна.

Позже, в 90-е выполнял сложнейшую работу, работая и переводчиком с японского на русский, и историком, и философом, и корректором. Кроме того, верстал книги на компьютере, осуществляя «полный цикл», часто ездил в Японию, и позже уже работал на несколько японских издательств.

Умер А. М. Подщеколдин внезапно, от сердечного приступа 13 апреля 1999 года. Он говорил, что не доживет до 50 лет. И не дожил.

Хоронили его в Подмосковье, а потом урну привезли в Харьков. Он когда-то просил, чтобы его прах опустили в воды Ганга. Часть праха А. М. Подщеколдина покоится в открытом море в Тайланде, в реках Москва и Харьков, и частично захоронен на кладбище в Харькове вместе с родителями.

В книжке изречений Кунфуция, одной из настольных книг А. М. Подщеколдина, было подчеркнуто очень сильно:
«Утром познав истину, вечером можно умереть».
Эти слова и написаны на его надгробной доске….”

- Из воспоминаний родной сестры А. Подщеколдина – Екатерины“ Я отказываюсь принять конец человека ...

Даже когда колокол судьбы ударит в последний раз, возвещая гибель, и последнее бесполезное эхо его пролетит и затеряется где-нибудь в последнем красном зареве на краю тьмы, и наступит мертвая тишина, даже тогда будет слышен еще один звук: слабый, но неистощимый голос человека , который будет продолжать говорить... Я отвергаю мысль о гибели человека….

Человек не просто выстоит, он восторжествует. Человек бессмертен не потому, что никогда не иссякнет голос человеческий, но потому, что по своему характеру, душе человек способен на сострадание, жертвы и непреклонность. “

Из Уильяма Катберта Фолкнера, американского писателя, прозаика, лауреата Нобелевской премии.
Ко всем, кому не безразлична память о А.М. Подщеколдине !!!
Благодарим всех за память о Подщеколдине А.М

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Основы ГОДЗЮ-РЮ каратэ Н. Госэй Ямагучи
В предлагаемой вниманию читателей книге Госэя Ямагучи приведено описание базовой техники и начального этапа изучения одного из наиболее распространенных и известных во всем мире классических стилей (или школ) каратэ-до, а именно стиля годзю-рю.
Эта книга будет полезной для всех тех, кто занимается или просто интересуется каратэ-до вообще и годзю-рю в частности.
Хотелось бы обратить внимание читателя на следующие факты, бесспорные и очевидные для специалистов, но не всегда известные тем, кто только приступает к изучению искусства.
1. Бесспорно, собственно каратэ-до как таковое – чисто японский (точнее, окинавский) феномен, в основе которого лежат боевые искусства материкового Китая, особым образом трансформированные в конкретных исторических условиях средневековой Окинавы.
Однако рукопашный бой без оружия («искусство пустой руки») существовал у очень многих народов мира. Здесь для иллюстрации достаточно упомянуть хотя бы только североиндийские и непальские виды борьбы, как минимум несколько сотен видов китайского ушу (гун-фу), а также, так или иначе, генетически и исторически связанные с ним (в регионе влияния китайской цивилизации) корейские, вьетнамские, тайские, индонезийские и другие виды боевых искусств с их национальной и региональной спецификой, древнегреческий панкратион, французский сават, афро-бразильскую капуэйру и, конечно же, так называемую славяно-горицкую борьбу с ее поистине бесчисленными разновидностями. Этого напоминания здесь достаточно, ибо только перечисление существующих или существовавших типов и видов боевых искусств без применения оружия заняло бы не один десяток страниц.
2. Годзю-рю – один из наиболее известных и распространенных стилей каратэ-до – отнюдь не является единственным «классическим» стилем. Не будет ошибкой утверждать, что в силу определенных исторических условий из четырех «классических» стилей (сётокан, годзю-рю, сито-рю и вадо-рю) он стал одним из самых распространенных. Особой популярностью он пользовался в самой Японии (особенно в университетах), в США, Бразилии и в тех странах Восточной Европы и Африки, где преподавали мастера годзю-рю.
(Следует особо подчеркнуть, что первая секция каратэ-до в России, в частности в Москве, возникшая еще в 1967 году в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне – Российский университет дружбы народов), была именно группой годзю-рю. Ее создал один из замечательных представителей этого стиля, неоднократный чемпион своей префектуры и серебряный призер чемпионатов Японии 1964–1966 годов Хидэо Хасимото, изучавший годзю с детства у своего отца, который в свое время учился у основоположника годзю Тёдзюна Мияги. В возрасте 21 года Хасимото стал обладателем четвертого дана черного пояса. Некоторые из тех, кто в 1967–1972 годах учился годзю-рю в Москве у Хидэо Хасимото, позднее создали свои группы и обучали этому стилю учеников не только в России, но и на Украине, в Молдавии, Узбекистане, Грузии, а также в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки.)
Отметим, что в рамках каждого из классических стилей имеется как минимум несколько (а иногда десятки) его разновидностей, направлений или школ (часто называемых стилями). При этом понятно и естественно, что каждый мастер своего стиля (школы) вполне искренне считает его единственно правильным, классическим и подлинным, «аутентичным».
3. Приводимая автором книги терминология годзю (названия стоек, движений и приемов) ни в коем случае не может считаться универсальной для всех стилей (школ) каратэ-до. В других стилях (школах) имеется множество других видов базовой техники: стоек, защит, ударов и т. п., не говоря уже о формальных упражнениях – ката. Естественно, отличаются и названия одной и той же (или очень и очень схожей во многих стилях) техники (приема). С другой стороны, наоборот, разные приемы часто обозначаются одним и тем же термином в разных школах (и даже в работах разных авторов в рамках одного стиля).
4. В данном переводе книги Ямагучи применена такая транскрипция (а точнее, транслитерация) японских терминов, которая хотя и несколько отличается от нормативной, все же стала за последние десятилетия традиционной, привычной и, я бы сказал, отчасти уже даже нормативной в многочисленных изданиях по каратэ-до на русском языке (например, «чюдан шюто-учи» вместо классически нормативного «тюдан сюто-ути» и т.п.). Мы ведь пишем и произносим «Иокогама» вместо нормативного «Ёкохама». Здесь это сделано намеренно, отнюдь не для закрепления устоявшихся «ошибок», а просто для облегчения понимания и произношения, тем более что подавляющее большинство каратэков за пределами Японии и пишут, и произносят специальные термины именно таким образом.
5. Очень много людей за пределами Японии, в том числе в России, начинали и, к сожалению, до сих пор продолжают учить каратэ-до по книгам, и только по книгам. Да, некоторым из них, единицам, бесспорно удалось стать отличными бойцами, спортсменами и даже мастерами и чемпионами, но это все же только исключения, а отнюдь не правило.
Книга Ямагучи, впрочем, как и любая другая книга по каратэ-до, не лишена недостатков.
Во-первых, автор приводит не всю базовую технику. Так, здесь не описаны, например, такие удары, как «кумадэ», слишком поверхностно объяснены защиты типа «какэ укэ», «тэйшё укэ», не показаны их варианты и т.п.
Во-вторых, приведенная классификация приемов недостаточно чёткая, например в раздел ударной техники включен ряд блоков, и несмотря на то, что во многих случаях провести ясное разделение между ударом и блоком действительно невозможно, все же такая классификация вызывает некоторую путаницу.
В-третьих, описания некоторых движений (особенно базовых, наиболее значимых) отнюдь не всегда достаточно исчерпывающи и полностью понятны из оригинального авторского текста, а по фотографиям понять их практически невозможно, поскольку траектории движений показаны не везде. Так, автор недостаточно четко объясняет перемещения в основных стойках и изменения «камаэ».
Названные недостатки не умаляют бесспорных достоинств книги, но особо хотелось бы подчеркнуть, что ее нужно рассматривать ТОЛЬКО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как справочник, но ни в коем случае не как УЧЕБНИК, в частности потому, что каратэ-до в принципе невозможно научиться по книгам и учебникам.
6. При работе над переводом книги переводчик, испытывая глубочайшее уважение к тексту и к его автору, Мастеру Госэю Ямагучи, не счел возможным изменять или «улучшать» оригинальный текст. Он сознательно сохранил и стиль, и форму изложения автора, и только взял на себя смелость добавить свои комментарии и уточнения (всюду только в круглых скобках и с пометкой «Прим. пер.») исключительно в случаях крайней, с его точки зрения, необходимости.

Моему отцу Гогэну Ямагучи,
отдавшему всю свою жизнь
искусству каратэ, посвящается
ОТ АВТОРА
Много лет назад, когда я еще только изучал английский язык, я случайно встретил одного человека. В ходе нашей долгой и сложной беседы я наконец понял, что этот человек был Учителем. К сожалению, я не смог понять название того предмета, который он преподавал, несмотря на то что он повторил его несколько раз. Я до сих пор вспоминаю, что он был обескуражен, когда я признался в том, что никогда раньше и не слышал о существовании преподаваемого им предмета.
Во время руководимого мной чемпионата по каратэ этот же человек подошел ко мне и назвал меня обманщиком. Представьте себе мое удивление, когда я узнал, что он был моим коллегой – инструктором каратэ. Недоразумение проистекало только из его произношения слова «каратэ»: насколько помню, у него это слово звучало приблизительно как «кваради».
Приведенный эпизод может служить примером той же проблемы, с которой чаще всего сталкивается любой американский турист, когда японский приятель приглашает его на игру в «бэйсубору». Любой любитель бейсбола знает, что такое «нижний мяч», «левый принимающий» и «страйк». Однако сколько американцев смогли бы распознать эти термины в соответствующих японских словах, которые произносятся как «горо», «рэфуто» и «суторайку»?
Я и на самом деле не мог протестовать против того, что инструктор по каратэ назвал меня обманщиком. Вероятно, мое поведение было похоже на то, как если бы я сделал вид, что якобы ничего не понимаю в этой теме. Однако дело было просто-напросто в том, что при нашей первой встрече мы не смогли найти общего языка по тому вопросу, который был отлично известен нам обоим.
Подобное отсутствие понимания между людьми общих интересов всегда весьма грустно, и особенно когда это касается инструкторов каратэ. Все мы претендуем на то, что именно мы преподаем «подлинное каратэ», но довольно трудно найти каких-либо двух инструкторов, которые бы одинаковым образом определили это искусство. Для некоторых каратэ – это только поединок, бой. Для других – это прежде всего шоу. Иные рассматривают его как религию, как средство обучения, как путь к физическому совершенству, как спорт, как систему самообороны. И это только некоторые из дюжины других возможных точек зрения.
Бесспорно, как и мои предшественники, я чувствую свою вину в том, что считаю собственное определение единственно правильным определением «подлинного каратэ». Вспоминаю эпизод, который произошел в школе другого инструктора. Некоторые из моих учеников, наблюдая необычные упражнения, выполнявшиеся учениками этой школы, начали с усмешкой покачивать головой и саркастически посмеиваться. Я уж было собрался упрекнуть их в отсутствии вежливости, но вдруг увидел в зеркале собственное лицо. На моем лице была такая же явная и малоприятная усмешка.
Существует притча о нескольких слепых, никогда не видевших слона. Однажды они получили возможность прикоснуться к слону в надежде понять, что это такое. Позже, когда они собрались для обмена впечатлениями, между ними возник большой спор. Один из них сказал, что слон напоминает шерстяной хлыст. Другой счел его большим деревом. А третий думал, что слон напоминает шершавый потолок.
Каким бы образом вы ни определили искусство каратэ, оно многогранно. Оно, каратэ, одновременно принадлежит к умственной и физической сферам, оно и артистично, и гротескно, и практично (самооборона) и непрактично (спорт), оно жестоко и изящно, абстрактно и конкретно, научно и духовно. Есть ли в этом непримиримые противоречия? Полагаю, что нет.
Может ли кто-нибудь действительно обвинить в неправильном понимании того слепого, который счел слона похожим на шерстяной хлыст? Слепой потрогал его хвост, и, конечно же, этот хвост был важной, неотъемлемой частью слона. Но как он мог бы попытаться убедить других, тех, кто прикоснулся к слоновьей ноге или брюху? Вероятнее всего, в конце концов и он сам, и остальные пришли бы к выводу, что все они заблуждались.
Кто может сказать, кто из слепых был ближе всего к пониманию того, что есть слон на самом деле? Во всяком случае не я. Как и у любого из слепых, мой подход к каратэ субъективен и неизбежно не полон.
Каратэ постоянно развивается, изменяется. Одной из наиболее характерных черт этого искусства являются изменения, вносимые многими людьми в разное время и в разных местах.
Нет такого человека, кто сумел бы понять и осознать всё каратэ в целом.
Н. Госэй Ямагучи,
ведущий инструктор
«Годзю-кай каратэ-до США»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОДЗЮ-РЮ КАРАТЭ
Годзю-рю по сравнению со всеми другими японскими стилями каратэ испытало наибольшее китайское влияние. В конце XIX века самый известный специалист по окинавскому стилю наха-тэ Канрио Хигаонна уехал в город Фучжоу в Китае и изучил там искусство так называемого китайского бокса (имеется в виду ушу. – Прим. пер.) – цзи-цзи. Его последователь и в будущем основатель стиля годзю-рю Тёдзюн Мияги тоже учился в Китае с 1904 по 1908 год.
Считается, что Хигаонна изучал внешние, жесткие стили цзи-цзи, а именно стиль хун – разновидность шаолинь-цюань. Мияги, однако, изучал не только шаолинь-цюань, но и па-куа-цюань, так называемый стиль «руки восьми триграмм». Наряду с и-цюань и тай-цзи-цюань, па-куа-цюань является одним из наиболее распространенных внутренних, мягких стилей.
Таким образом, изучив эти два стиля в дополнение к уже известному ему окинава-тэ, Мияги преобразовал традиционное наха-тэ в новую систему преподавания каратэ, которую он назвал годзю-рю. Это была первая школа, ставшая стилем в полном смысле слова.
Значение японского слова «год-зю» состоит из двух терминов. «Го» означает жесткий, твердый, а «дзю» – мягкий. Считается, что теория соединения двух противоположностей зародилась в Китае в рамках искусства «у-пэй-цзи». Мияги удалось соединить стиль жесткого кулака «шаолинь-цюань» с мягким стилем «па-куа-цюань».
Тёдзюн Мияги родился 25 апреля 1888 года в городе Наха на Окинаве. В 1929 году Гогэн Ямагучи, который был в то время основателем и ведущим инструктором клуба каратэ Университета Рицумэйкан в Киото, пригласил его приехать в Японию. Впоследствии Тёдзюн Мияги назначил Ямагучи представителем и последователем своей новой системы в Японии.
В 1930 году Ямагучи добился включения каратэ в систему «Бутоку-кай» – официальной правительственной организации японских боевых искусств.
В этом же году центральное представительство годзю открылось в Токио рядом со знаменитым Институтом дзюдо «Гихо-Кай».
Мияги скончался в 1953 году, и руководителем годзю на Окинаве стал Мэйтоку Яги. В это время Ямагучи продолжал развивать искусство каратэ в самой Японии. Популярность этого стиля значительно возросла как в Японии, так и за ее пределами, после того как в 1950 году в Токио был открыт центр Всеяпонской ассоциации годзю «Дзэн нихон каратэ-до годзю-кай». К 1970 году в стране уже было 450 тысяч членов этой ассоциации.
Кроме Японии, ассоциации годзю сегодня существуют в Таиланде, Гонконге, Корее, на Тайване, Филиппинах, в Австралии, Германии, Италии, Великобритании, Мексике, Канаде и США.
(В течение 1971–1975 годов подобные организации были созданы в России, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Грузии, Армении, Молдавии, Литве, Эстонии, Чехословакии, Польше, Югославии, а позже и в Новой Зеландии, Египте, Боливии, Бразилии, Перу, Коста-Рике, Руанде, на Ямайке и во многих других странах. – Прим. пер.)
Гогэн Ямагучи родился 20 января 1909 года в южной провинции Японии Кагосима. Он внес огромный вклад в развитие каратэ. Ямагучи ввел метод дзю-кумитэ (свободный спарринг), который впоследствии стал основой спортивного каратэ. Ему удалось собрать группу из семидесяти инструкторов боевых искусств стран Азии и организовать их показательные выступления и поединки в Японии.
После Второй мировой войны Гогэн Ямагучи сумел объединить все школы каратэ в единую организацию. В результате этого в 1964 году была создана Всеяпонская федерация каратэ.

ВВЕДЕНИЕ
В годзю-рю каратэ существует пять последовательных этапов и программ (методик) обучения. Первый из них включает в себя разминку, иными словами, набор специализированных разогревающих движений (включая так называемую «набивку» и растяжку. – Прим. пер.). Второй метод называется «кихон» (базовые, или основные, формы). Сюда включены основные формы защит, ударов руками и ногами, выполняемые на месте. Следующей программой является «кихон идо» (основные движения, или базовые формы в движении). После этого обучающийся переходит к двум главным методикам, а именно к ката и кумитэ. Ката – это определенная и строго заданная последовательность движений, выполняемых в одиночку. Внешне ката напоминает танец. Кумитэ, называемое также спаррингом, – это варианты поединка с той или иной степенью условности.
Программы «ката идо» и «нэко аши» относятся к категории «кихон идо» (базовые формы в движении). Однако это все же подготовительные программы, служащие переходными между основными методами, с одной стороны, и ката и кумитэ – с другой. Программа «ката идо» предназначена для освоения поворотов для ката, а программа «нэко аши» помогает изучить технику ног и перемещений как подготовку к кумитэ.
Так как нет возможности подробно описать в одной книге все искусство годзю-рю каратэ, то на следующих страницах этой книги мы описываем в основном базовые стойки, позиции и приемы. Единственная формальная программа, которую мы даем целиком и полностью, это «кихон номер 1», то есть первый уровень методики кихон. Тем не менее для того, чтобы читатель получил представление о некоторых методах годзю продвинутого уровня, в последнем разделе книги показаны более сложные приемы из методик кихон идо, ката и кумитэ.
Программа изучения кихон состоит из комбинаций основных блоков, ударов руками и ногами, основных стоек и позиций. Поскольку формы кихон выполняются последовательно, по одному движению, они считаются статическими действиями. После того как нога выполняет движение во время исполнения той или иной отдельной формы, она всегда возвращается в исходное положение. Поэтому кихон, подобно точке в геометрии, определяется как «пространство, не имеющее измерений».
Впоследствии формы, изученные в кихон, объединяются в последовательные простые цепочки, и это называется «кихон идо». Такие цепочки, или связки, состоят из перемещений вперед и назад по прямым линиям. Используя термины геометрии, можно сказать, что кихон идо выполняется в одном, как бы в «линейном» измерении.
Когда ученик приступает к изучению программ ката и кумитэ, он уже перемещается в плоскости, в двух измерениях. Иными словами, процесс обучения годзю-рю представляет собой как бы некую последовательность, постепенное увеличение числа измерений – от точки к линии, а затем и к плоскости.
На схеме показана последовательность учеб¬ных программ годзю-рю, а также составляющие части этих программ.

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ В ГОДЗЮ-РЮ


Стойки
Люди обычно естественным образом принимают те или иные стойки для сохранения равновесия, при этом вес тела распределяется между обеими ногами в разной пропорции.
Используемые в каратэ стойки основаны на применении законов физики, кинетики и физиологии. Каждый ученик должен «подогнать» эти стойки к собственным «размерам». Самыми главными «размерами» являются рост и длина ног. Изображенные здесь стойки годзю приведены в определенной последовательности. Переходы из стойки в стойку осуществляются перемещениями стоп под углом 45 или 90°.

Положение стоп в стойках

ХЭЙСОКУ ДАЧИ (стойка 1) МУСУБИ ДАЧИ (стойка 2) ХЭЙКО ДАЧИ (стойка 3)

СОТОХАЧИ МОНДЗИ ДАЧИ (стойка 4) УЧИХАЧИ МОНДЗИ ДАЧИ (стойка 5) ШИКО ДАЧИ (стойка 6)

САНЧИН ДАЧИ (стойка 7) ДЗЭНКУЦУ ДАЧИ (стойка 8) ХАНКУЦУ ДАЧИ (стойка 9)

ДЗУРИ АШИ ДАЧИ (стойка 10) ТЭЙДЗИ ДАЧИ (стойки 11а и 11б) РЭНОДЗИ ДАЧИ (стойки 12а и 12б)

НЭКО АШИ ДАЧИ (стойка 13) САГИ АШИ ДАЧИ (стойка 14) КОСА ДАЧИ (стойка 15)

ХЭЙСОКУ ДАЧИ
(Неформальная стойка готовности, ноги сомкнуты)
Это основная стойка в годзю-рю каратэ. Стопы должны быть сдвинуты вместе.

Для каждой стойки можно математически рассчитать точное расстояние между стопами. В формулах, которые приведены ниже, F означает длину стопы, а X и Y – рассчитываемые расстояния.

СТОЙКА 1


МУСУБИ ДАЧИ
(«Узловая» стойка)
(В книгах разных авторов, а также в описании базовой техники разных стилей приведены различные варианты переводов японских терминов, причем все эти переводы в общем правильны. Во избежание путаницы читателю рекомендуется выучить именно японские термины, тем более что они повсеместно применяются в международной практике. – Прим. пер.)
Из стойки хэйсоку дачи разверните носки наружу под углом 45°. Пятки при этом остаются сомкнутыми.
В стойке мусуби дачи стопы развернуты под углом 90°. Расстояние между носками равняется длине стопы, умноженной на квадратный корень из двух (1,414).

СТОЙКА 2


ХЭЙКО ДАЧИ
(Параллельная стойка)
Из стойки мусуби дачи разверните пятки на 45° так, чтобы стопы стали параллельны. Расстояние между стопами должно быть равно ширине плеч.
Стопы параллельны. Расстояние между пятками рассчитывается так же, как и расстояние между носками в стойке мусуби дачи.

СТОИКА 3


СОТОХАЧИ МОНДЗИ ДАЧИ
(Внешняя «стойка восьмерки»)
(«Восьмерка» – это иероглифическое написание цифры восемь. – Прим. пер.)
Из позиции хэйко дачи разверните носки на 45°.
Расстояние между пятками такое же, как и в хэйко дачи. Расстояние между носками равно удвоенной длине стопы, умноженной на квадратный корень из двух.


СТОЙКА 4


УЧИХАЧИ МОНДЗИ ДАЧИ
(Внутренняя «стойка восьмерки»)
Из стойки сотохачи мондзи дачи разверните пятки наружу так, чтобы угол между стопами составил 90°.
Расстояние между носками такое же, как в сотохачи мондзи дачи. Расстояние между пятками равно утроенной длине стопы, умноженной на квадратный корень из двух.

СТОИКА 5


ШИКО ДАЧИ
(«Пониженная» стойка)
Из предыдущей стойки разверните носки так, чтобы угол между стопами составлял 90°. Согните колени и прогните спину (в этой стойке нижняя часть позвоночного столба, а именно копчик должен проецироваться на линию, соединяющую пятки, а коленные суставы должны вертикально проецироваться на середину стоп. – Прим. пер.).
Расстояние между пятками такое же, как в стойке учихачи мондзи дачи. Расстояние между носками равно учетверенной длине стопы, умноженной на квадратный корень из двух.

СТОЙКА 6


САНЧИН ДАЧИ
(«Стойка трех битв»)

Вид сбоку
СТОЙКА 7


(Здесь имеется в виду традиционное восточное понимание триединства: «битва тела», «битва духа (или сердца)» и «битва ума (или разума)». Другое весьма распространенное название этой стойки – «стойка песочных часов». – Прим. пер.)
Из стойки хэйко дачи (стойка 3) сделайте шаг вперед правой или левой ногой на расстояние, равное длине стопы. Пятка передней ноги развернута кнаружи под углом 45°. Из этой позиции сдвиньте переднюю ногу назад так, чтобы ее пятка оказалась на одном уровне с носком задней ноги. Расстояние между носком передней ноги и носком задней ноги должно быть равно расстоянию между коленным и голеностопным суставами.
В стойке санчин дачи мышцы брюшного пресса и бедер должны быть напряжены, а подошвы обеих ног плотно прижаты к полу. Ягодичные мышцы должны быть напряжены и сомкнуты, позвоночник следует держать прямо, грудь вперед. Немного согните колени и напрягите внутреннюю сторону бедер.
На приведенной схеме расстояние Y равно длине стопы, умноженной на квадратный корень из двух. Расстояние между носками равно половине длины стопы, умноженной на квадратный корень из десяти.

ДЗЭНКУЦУ ДАЧИ
(Передняя стойка, или стойка с согнутой передней ногой)
Из хэйко дачи (стойка 3) сделайте шаг вперед на расстояние, равное утроенной длине стопы. Затем разверните пятку передней ноги кнаружи на 45°. Согните колено и плотно прижмите всю подошву к полу так же, как и в стойке санчин дачи. Выпрямите колено расположенной сзади ноги и прижмите ее стопу к полу для обретения устойчивости. Мышцы брюшного пресса и ног напряжены так же, как и в стойке санчин дачи.
Расстояние Y такое же, как в санчин дачи. Расстояние между носками равно длине стопы, умноженной на квадратный корень из одиннадцати (3,316).

Вид сбоку
СТОЙКА 8


ХАНКУЦУ ДАЧИ
(Стойка с полусогнутой передней ногой)
Из хэйко дачи (стойка 3) сделайте шаг вперед на расстояние, равное удвоенной длине стопы. Напряжение мышц такое же, как в стойке дзэнкуцу дачи.
Расстояние Y остается таким же. Расстояние между носками равно длине стопы, умноженной на квадратный корень из шести (2,449).

Вид сбоку
СТОИКА 9


ДЗУРИ АШИ ДАЧИ
(Стойка с «оттянутой» ногой)
Из стойки санчин дачи (стойка 7) поверните пятку передней ноги внутрь так, чтобы стопы стали параллельными. Напряжение мышц такое же, как в стойке санчин дачи.
Расстояние Y остается таким же. Расстояние между носками такое же, как в санчин дачи.

Вид сбоку
СТОЙКА 10


ТЭЙДЗИ ДАЧИ
(Стойка в форме латинской буквы «Т»)
Это в буквальном смысле слова стойка в форме буквы «Т», а точнее, в форме перевернутой буквы «Т». Пятка передней ноги должна касаться середины внутренней стороны стопы задней ноги.

Вид сбоку СТОЙКА 11а

ТЭЙДЗИ ДАЧИ
(Вариант стойки в форме латинской буквы «Т»)
Отличие этой стойки от предыдущей заключается в том, что передняя нога отстоит от задней на длину стопы.

Вид сбоку СТОЙКА 11б

РЭНОДЗИ ДАЧИ
(Стойка в форме латинской буквы «L»)
(В японском языке буква «L» произносится как «рэ». – Прим. пер.)
Эта стойка очень похожа на предыдущую. Разница состоит только в том, что пятка расположенной сзади ноги отводится назад под углом 45°. Носки обеих стоп находятся в том же положении, что и в стойке тэйдзи дачи.

Вид сбоку СТОЙКА 12а

РЭНОДЗИ ДАЧИ
(Вариант стойки в форме латинской буквы «L»)
Отличие этой стойки от предыдущей заключается в том, что передняя нога отстоит от задней на длину стопы.

Вид сбоку СТОЙКА 12б

НЭКО АШИ ДАЧИ
(Стойка кошки)
Находясь в позиции 12, оторвите пятку передней ноги от пола и перенесите примерно 70% веса тела на заднюю ногу.

Вид сбоку СТОЙКА 13

САГИ АШИ ДАЧИ
(Стойка цапли)
Опорная нога прочно стоит на полу, касаясь его всей подошвой. Колено опорной ноги немного согнуто для поддержания равновесия. Поднимите другую ногу движением хики аши (оттягивание, или отведение, ноги). Пальцы поднятой ноги должны быть оттянуты в положение для нанесения удара «коши»).

Другой вид этой стойки СТОЙКА 14

КОСА ДАЧИ
(Стойка со скрещенными ногами)
Переход в эту стойку производится из санчин дачи (стойка 7). Из правосторонней стойки санчин дачи поверните корпус на 180° по часовой стрелке так, чтобы коленная чашечка левой ноги коснулась подколенного сгиба правой. Оторвите пятку левой ноги от пола и соответственно перенесите большую часть веса тела на правую ногу. В случае левосторонней стойки санчин дачи движения выполняются зеркально.

Другой вид этой стойки СТОЙКА 15

ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА («КАМАЭ»)
(Ниже описаны так называемые «камаэ», позиции, которые включают в себя и определенные стойки, и положения корпуса, и положения рук. – Прим. пер.)
«Камаэ», то есть положения тела в искусстве каратэ, исторически произошли из наиболее эффективных методов применения атакующих и защитных приемов в рукопашном бою. В условиях схватки, когда человек осознавал возможность победы или поражения, он, естественно, переживал состояние стресса. Поэтому человек стремился увеличить свою силу, иногда подражая при этом повадкам и поведению животных. Поэтому многие камаэ произошли из подражания движениям животных.
После того как каратэ стало видом физической культуры, разные формы камаэ постепенно оттачивались и приводились в систему, в том числе с эстетических и ритуальных позиций. Сегодня положения тела в каратэ подразделяются на три группы, а именно: церемониальные (ритуальные), функциональные и классические.
Церемониальные положения тела используются в традиционных и ритуальных приветствиях в процессе изучения приемов. Функциональные формы принципиально важны для выполнения самих приемов. Классические формы сохранились только в ката, они не имеют практического значения для спортивных поединков.

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
(«КАМАЭ»)

Мусуби дачи
ишдзэнтай но
камаэ Мусуби дачи
коган укэ но
камаэ Хэйко дачи ёёй но камаэ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
(«КАМАЭ»)

Санчин дачи
санчин но
камаэ Шико дачи санчин но камаэ Санчин дачи
сэйкэн цуки
но камаэ

Шико дачи
сэйкэн цуки но
камаэ Санчин дачи
шюто учи но
камаэ Санчин дачи
фури учи но
камаэ

Хэйко дачи кэри но камаэ Нэко аши дачи нэко аши но камаэ

КЛАССИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
(«КАМАЭ»)

Сэинчин но камаэ Хари укэ но камаэ Яма укэ но камаэ

Ину но камаэ Сэйпай но камаэ Цуру но камаэ

Курурумфа но камаэ
(подробно курурумфа но камаэ
описано на с. 68–70)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
Положения рук





Стойки Санчин Удар сэйкэн цуки На поясе Удар ура учи Удар фури учи Удар тэцуи учи Блок шюто укэ Блок тэйшё укэ Блок какуто укэ Блок какэ укэ Блок маваши укэ Блок сукуи укэ Блок чо укэ Блок агэ укэ Блок ёко укэ Блок дзёгэ укэ Блок хараи отоши укэ Удар коленом хидза атэ
Хэйсоку дачи *
Мусуби дачи *
Хэйко дачи * * *
Сотохачи мондзи дачи
Учихачи мондзи дачи
Шико дачи * * *
Санчин дачи * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Дзэнкуцу дачи * *
Ханкуцу дачи * *
Дзури аши дачи
Тэйдзи дачи *
Рэнодзи дачи *
Нэко аши дачи * * * * * * * * * * * * * * * *
Саги аши дачи * * *
Коса дачи * *

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
МУСУБИ ДАЧИ ШИДЗЭНТАЙ НО КАМАЭ
(Естественное положение тела)
Примите естественное положение, глаза открыты, руки по бокам тела, пальцы вытянуты вниз. Средние пальцы рук должны касаться боковых швов штанов каратэги (костюма). В некоторых случаях в этом положении глаза могут быть закрыты, и тогда вы должны быть абсолютно неподвижны и напряжены (вероятно, здесь имеется в виду не напряжение мышц тела, а определенное состояние готовности, которое традиционно выражается в известном принципе будо «мидзу-но-кокоро», или «сердце подобно воде». – Прим. пер.).

ПРИМЕЧАНИЕ
Каждая ката начинается обычно с положения мусуби дачи шидзэнтай но камаэ с открытыми глазами. Находясь в этом положении, закройте глаза. Затем откройте их и перейдите в промежуточное положение мусуби дачи коган укэ но камаэ. Затем перейдите в позицию готовности хэйко дачи ёёй но камаэ. По окончании выполнения ката снова вернитесь в положение мусуби дачи шидзэнтай но камаэ с открытыми глазами.

МУСУБИ ДАЧИ КОГАН УКЭ НО КАМАЭ
(Защита области паха)
Это переходное положение. Расположение рук имитирует защиту области паха.

ХЭЙКО-ДАЧИ ЁЁЙ НО КАМАЭ
(Положение готовности)
Это положение готовности. Руки расположены по бокам тела, кисти сжаты в кулаки. Из этого положения вы можете начинать защиту, как это и делается при выполнении ката.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
САНЧИН ДАЧИ САНЧИН НО КАМАЭ
(Форма санчин)
Это положение корпуса основано на ката санчин. Из этой позиции выполняются и блоки, и удары. В случае правосторонней стойки санчин правая рука используется для защиты. В случае левосторонней стойки санчин правая рука используется для нанесения удара. Кулаки обеих рук расположены немного ниже плечевого пояса, а расстояние между ними – чуть шире ширины плеч. Локти должны располагаться как можно ближе к боковой поверхности тела.

Вид спереди Вид сбоку

ШИКО ДАЧИ САНЧИН НО КАМАЭ
(Форма санчин)
Это положение применяется при выполнении блоков на нижнем уровне в кихон № 1.


САНЧИН ДАЧИ СЭЙКЭН ЦУКИ НО КАМАЭ
(Ударная форма)
Это основное положение для выполнения прямых ударов кулаком. В случае левосторонней стойки необходимо выпрямить левую руку, как при нанесении прямого удара. Правая рука находится с правой стороны корпуса, предплечье параллельно полу.

Вид спереди Вид сбоку

ШИКО ДАЧИ СЭЙКЭН ЦУКИ НО КАМАЭ
(Ударная форма)
Это положение является исходным для выполнения удара шита цуки в кихон № 1.


САНЧИН ДАЧИ ШЮТО УЧИ НО КАМАЭ
(Удар ребром ладони)
Используйте это положение для выполнения удара шюто учи в кихон № 1. Левая нога выдвинута вперед в стойку санчин дачи, правая рука расположена за правым ухом, а левая – рядом с левой стороной грудной клетки.


САНЧИН ДАЧИ ФУРИ УЧИ НО КАМАЭ
(Удар по круговой траектории)
Это положение используется для выполнения удара фури учи из кихон № 1. Стойка – левосторонний санчин дачи, левое запястье немного перекрывает вертикальную ось лица.



ХЭЙКО ДАЧИ КЭРИ НО КАМАЭ
(Исходное положение для удара ногой)
Это положение является основным для нанесения ударов ногой. Обе руки находятся на поясе. Вместо стойки хэйко дачи может использоваться стойка санчин дачи.


НЭКО АШИ ДАЧИ НЭКО АШИ НО КАМАЭ
(Кумитэ или спарринг)
В этом положении движения ног служат подготовкой к практике кумитэ. Вы также можете использовать это камаэ и в обусловленном, и в свободном кумитэ.

Вид спереди Вид сбоку Вариант

КЛАССИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
СЭИНЧИН НО КАМАЭ
(Ката)
Это положение иногда называется «тора но камаэ», или позицией тигра. Руки в этом положении расположены на уровне пупка.

Вид спереди Применение

ХАРИ УКЭ НО КАМАЭ
(Защита в положении лучника)
Эта стойка имитирует движения лучника, натягивающего тетиву.

Вид спереди Применение

ЯМА УКЭ НО КАМАЭ
(Защита в форме горы)
Это защитная стойка, иными словами - блок. Руки как бы изображают контур горы.

Вид спереди Применение

ИНУ НО КАМАЭ
(Форма собаки)
Это положение имитирует собачью стойку. Обе руки расположены перед грудью.

Вид спереди Применение

СЭИПАИ НО КАМАЭ
(Ката)
Это начальное движение в ката «Сэйпай».

Вид спереди Вид сбоку

ЦУРУ НО КАМАЭ
(Форма журавля)
Это положение имитирует журавля. Руки свободно вытянуты на уровне плеч, кисти расслаблены.


КУРУРУМФА НО КАМАЭ
(Ката)
Приведенная ниже последовательность позиций из ката «Курурумфа» – типичный пример камаэ классического типа. Здесь они даны как иллюстрация исходных оригинальных положений годзю-рю. На шести фотографиях показана серия форм, называемых «курурумфа но камаэ». Эта серия применяется в целях самозащиты, например если про¬тивник захватил вас сзади захватом типа «полный нельсон».
1. В данной конкретной ситуации вам следует расслабиться и вытянуть руки и ноги в стороны для сохранения равновесия (речь идет о том, чтобы не допустить смещения проекции центра тяжести за пределы площади опоры. Хотя автор об этом умалчивает по понятным причинам, при выполнении данного движения рекомендуется сделать полный выдох и несколько понизить центр тяжести. – Прим. пер.).

Вид спереди Применение
2. Переведите предплечья в вертикальное положение.

Вид спереди Применение
3. Опуститесь в стойку шико дачи, вытяните руки вверх и назад, сомкните их так, чтобы большие пальцы были направлены вперед. Это движение позволит вам разблокировать захват шеи.

Вид спереди Применение
4. После освобождения от захвата выполните двойной удар локтями назад.

Вид спереди Применение
5. Если противник попытается захватить вас снова на уровне груди, резко выпрямите обе руки вперед для ослабления его захвата.

Вид спереди Применение
6. Выполните удар задней частью головы в лицо противника и одновременно удар обеими ладонями в его паховую область.

Вид спереди Применение

ТЕХНИКА НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ
В поединке каратэ может использоваться любая часть тела. Например, жесткие части тела (кончики пальцев, суставы пальцев), скругленные части (кулак и колено) и мягкие части (ладонь) могут быть использованы для нанесения ударов, то есть в качестве оружия. Однако необходимо заметить, что эти удары эффективны только тогда, когда они направлены точно в определенные зоны или точки. Если удар нанесен не той частью тела или не в ту точку, то это либо чревато травмой, либо, в лучшем случае, является бесполезным движением.

ЗОНЫ НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ


Ударная конечность Ударная часть Применение (прием) Перевод названия приема
Рука Кончики пальцев Нукитэ «Рука-копье»
Иппон нукитэ Удар одним пальцем
Нихон нукитэ Удар двумя пальцами
Шикё Удар пальцами в форме ножниц
Коко Удар пальцами в форме «пасть тигра»
Суставы пальцев Иппон кэн Удар средним суставом указательного пальца
Накадака иппон кэн Удар средним суставом среднего пальца
Кайко кэн Удар средними суставами трех пальцев
Хира кэн Угловой удар средними суставами пальцев
Ударная (передняя) сторона кулака (первые суставы указательного и среднего пальцев) Сэйкэн Прямой удар кулаком
Ура учи кэн Удар тыльной частью кулака
Фури учи кэн Удар кулаком по круговой траектории
Нижняя сторона кулака Тэцуи Удар кулаком в положении «рука-молот»
Тыльная сторона ладони Хайшю Удар тыльной стороной ладони
Ребро ладони Шюто «Рука-меч» (наружное ребро ладони)
Хайто учи «Обратная рука-меч» (внутреннее ребро ладони)
Открытая ладонь Тэйшо Удар нижней частью открытой ладони
Хари укэ шо «Блок стрелка из лука»
Запястье и предплечье Запястье Какуто «Голова журавля»
Какэ укэ шо «Крюкообразная» (зацепляющая) защита
Маваши укэ Круговой блок
Сукуи укэ «Сметающая» защита
Предплечье Агэ укэ Защита на верхнем уровне
Ёко укэ Защита на среднем уровне
Дзёгэ укэ Защита на среднем и нижнем уровнях
Хараи отоши УКЭ Защита на нижнем уровне (сверху вниз)
Локоть Локоть Хидзи атэ Удар локтем
Плечо Плечо Яма укэ Блок в форме контура горы
Колено Колено Хидза атэ Удар коленом
Стопа Верхняя поверхность стопы Коган гэри Удар в пах
Подпальцевая подушечка Маэ гэри Прямой передний удар
Ёко гэри Круговой удар
Ребро стопы Кансэцу гэри Удар по коленному суставу
Сокуто гэри Удар ребром стопы («Нога-меч»)
Пятка Какато гэри Удар пяткой
Уширо гэри Вращательный удар

НУКИТЭ
(«Рука-копье»)
Если этот удар наносится в солнечное сплетение, плотно сожмите первые три пальца. Пальцы делают как бы протыкающее движение. Если этот удар наносится в глаза, несколько расслабьте кисть и раздвиньте пальцы. При ударе в ребра сильно напрягите пальцы.

Применение Применение

ИППОН НУКИТЭ
(Удар одним пальцем)
Целями этого удара могут быть гортань, солнечное сплетение, ребра или глаза.

Применение

НИХОН НУКИТЭ
(Удар двумя пальцами)
Удар наносится указательным и средним пальцами в глаза, солнечное сплетение или ребра. При ударе в глаза ладонь расположена горизонтально и направлена вниз. При ударе в солнечное сплетение ладонь расположена в вертикальной плоскости и направлена в сторону, а при нанесении удара в ребра – ладонь горизонтальна и направлена вверх.

Применение

ШИКЁ
(Удар пальцами в форме ножниц)
Большой и указательный пальцы сложены в форме латинской буквы «U». Удар наносится в верхнюю губу, горло или в пах. Используйте кончики пальцев для того, чтобы проткнуть и вырвать глаза, горло и половые органы противника. (Здесь и далее сохранена терминология автора. Понятно, что в спортивном каратэ все пальцевые удары, а также удары в глаза и в горло категорически запрещены. – Прим. пер.)

Применение

КОКО
(Удар пальцами в форме «пасть тигра»)
Цели этого удара те же, что и для шике. Средний палец согнут, и его сустав также наносит удар.

Применение

ИППОН КЭН
(Удар средним суставом указательного пальца)
Удар наносится в верхнюю губу, лоб, горло, челюсть, межреберные мышцы, солнечное сплетение или в область почек.

Применение

НАКАДАКА ИППОН КЭН
(Удар средним суставом среднего пальца)
Цели те же, что и для иппон кэн, но удар наносится средним суставом среднего пальца.

Применение

КАИКО КЭН
(Удар средними суставами трех пальцев)
Цели те же, что и для иппон кэн, но удар наносится средними суставами указательного, среднего и безымянного пальцев. В зависимости от цели удара разверните ладонь вверх, вниз или в сторону так, как описано в разделе о нихон нукитэ.

Применение Применение

ХИРА КЭН
(Угловой удар средними суставами пальцев)
Ударные точки те же, что для удара иппон кэн. Сложите кулак точно так, как для сэйкэн. Различие состоит только в том, что при выполнении хира кэн удар наносится средними, а не первыми суставами пальцев, а ладонная (пальцевая) сторона сложенного кулака направлена вверх.

Применение

СЭЙКЭН
(Прямой удар кулаком)
Сэйкэн – наиболее часто используемый удар в каратэ. Для того чтобы правильно сложить кулак, сначала вытяните руку вперед, пальцы прижаты друг к другу. Затем сильно согните все суставы пальцев (кроме большого) поочередно от последнего к первым (есть два способа – начиная с мизинца или с указательного пальца. – Прим. пер.) как можно плотнее. После этого прижмите средние фаланги указательного и среднего пальцев первой фалангой большого. Ударной поверхностью (называемой «кэнтос». – Прим. пер.) служат первые два сустава и первые (нижние) фаланги указательного и среднего пальцев.



Вид спереди Вид сбоку

Применение

УРА УЧИ КЭН
(Удар тыльной частью кулака)
Ударная поверхность здесь либо та же, что и в ударе сэйкэн, либо тыльная сторона кулака, расположенная рядом с первыми двумя суставами указательного и среднего пальцев. Хлесткость удара достигается изгибом лучезапястного сустава, как это показано на фотографии.

Применение

ФУРИ УЧИ КЭН
(Удар кулаком по круговой траектории)
В этом движении, как и в предыдущем, кулак в положении сэйкэн сочетается с изгибом лучезапястного сустава. Кулак движется по круговой траектории, а удар завершается хлестким движением.

Применение

ТЭЦУИ
(Удар кулаком в положении «рука-молот»)
Несмотря на то что при этом ударе кулак сжат в таком же положении, как и в сэйкэн, ударная часть здесь другая. Это нижняя часть плотно сложенного кулака, между первым суставом согнутого мизинца и запястьем. При выполнении этого движения имитируется удар молотом. Целями являются виски, позвоночник, нос, лоб, основание черепа, а также задняя сторона шеи.

Применение Применение

ХАЙШЮ
(Удар тыльной стороной ладони)
Этот прием практически такой же, как и вариант удара ура учи кэн. Он выполняется движением, которое напоминает нанесение пощечины обратной стороной открытой ладони.

Применение

ШЮТО УЧИ
(Удар открытой ладонью «рука-меч» – наружное ребро ладони)
(Японский термин «учи* означает удары по непрямой (круговой, дугообразной и т.п.) траектории, в отличие от термина «цуки», который в подавляющем большинстве случаев означает удар строго по прямой линии. – Прим. пер.)
Распрямите ладонь. Для того чтобы при ударе не сломать пальцы, в частности мизинец, немного согните все суставы пальцевых фаланг к ладони. Ладонь должна быть расположена вертикально. Ударная поверхность – между основанием мизинца и лучезапястным суставом. Для предохранения большого пальца от перелома до предела согните его к ладони. Целями этого удара являются виски, шея, ключица, ребра и область брюшного пресса.

Применение

ШЮТО УКЭ
(Защита наружным ребром открытой ладони – «рука-меч»)
Наружное ребро открытой ладони, сформированной так, как это только что было описано, используется также для выполнения очень жестких блоков против ударов руками и ногами.

Применение

ХАЙТО УЧИ
(«Обратная рука-меч» – внутреннее ребро ладони)
Внутреннее ребро ладони может быть эффективно использовано для выполнения ударов и защит только в том случае, если большой палец очень сильно согнут внутрь и практически прижат к поверхности ладони. Ударной поверхностью служит зона между основанием указательного пальца и лучезапястным суставом. При этом приеме ладонь Должна быть строго параллельна предплечью. Цели те же самые, что и для удара шюто учи.

Применение

ТЭЙШО АТЭ
(Удар нижней частью открытой ладони)
Удар нижней частью открытой ладони нано¬сится в нос, подбородок, солнечное сплетение или пах противника.

Применение

ТЭЙШО УКЭ
(Защита нижней частью открытой ладони)
Это положение кисти может использоваться для проведения блоков против ударов руками и ногами.

Применение

ХАРИ УКЭ
(«Блок стрелка из лука»)
Захватите запястье наносящего удар противника между большим и указательным пальцами своей руки, отводя тем самым его удар от цели. Этим же приемом можно блокировать и другую руку противника, отклоняя ее от цели удара нажатием ладони.

Применение

КАКУТО АТЭ
(Удар запястьем в положении «голова журавля»)
Верхняя часть сильно согнутого запястья используется для нанесения этого удара. Максимально согните ладонь книзу, при этом большой палец должен находиться между средним и безымянным пальцами. Целями этого удара являются солнечное сплетение, челюсть, область висков и ушей, подбородок и точка над верхней губой.
(Этот прием в полном смысле слова универсален для стиля годзю-рю. Он может выполняться в различных плоскостях и направлениях, при этом главное его преимущество заключается в абсолютной непредсказуемости следующего движения. Он особенно эффективен при нанесении ударов по так называемым «мягким» зонам в сочетании с техникой тэйшо учи по «твердым» зонам. – Прим. пер.)

Применение

КАКУТО УКЭ
(Защита запястьем в положении «голова журавля»)
В случае выполнение блока против запястья противника можно использовать либо верхнюю часть своего запястья для движения снизу вверх, либо внешнюю сторону большого пальца для отбива запястья атакующей руки в сторону. (Здесь автор упоминает только очень малую часть возможных применений какуто укэ. – Прим. пер.)

Применение

КАКЭ УКЭ
(«Крюкообразная» или зацепляющая защита запястьем)
Исходное положение кисти для выполнения этой защиты – шюто укэ. В случае защиты правой рукой ладонь поворачивается вправо по часовой стрелке и блокирует атакующую конечность противника, зацепляя ее и отводя в сторону от цели удара. При выполнении этого движения левой рукой ладонь в форме шюто движется влево, против часовой стрелки.

Применение

МАВАШИ УКЭ
(Круговой «колесоподобный» блок запястьем)
В технике маваши укэ используется движение, подобное какэ укэ, но блокирующая ладонь при этом, перемещается почти строго в вертикальной плоскости (при этом, в отличие от какэ укэ, отсутствует движение «натягивания конечности противника»). (При всем глубочайшем уважении переводчика к автору книги он вынужден заметить, что описание техники «какэ укэ» в этой книге весьма далеко от совершенства. Дело в том, что «какэ укэ» – это, пожалуй, один из наиболее характерных и эффективных методов защит в годзю-рю. У него есть как минимум четыре основных типа: «учи какэ укэ», «сото какэ укэ», «учи ура какэ укэ» и «сото ура какэ укэ», и все они присутствуют в трех вариантах базовой ката «тэнсё». Принципиальная суть их не меняется, хотя названия могут варьироваться в разных школах стиля годзю-рю. Эта техника намного лучше описана и показана в книге отца Госэя Ямагучи – Гогэна Ямагучи – «Годзю-рю каратэ-до», а также в работах основоположника стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма и в некоторых других произведениях разных авторов. – Прим. пер.)

Применение

СУКУИ УКЭ
(«Сметающая» защита)
Блокируйте удар рукой или ногой противника «сметтающим» движением основания открытой ладони или верхней стороной запястья. (Это движение часто называется «вычерпывающей» защитой. – Прим. пер.)

Применение

УДЭ УКЭ
(Блоки предплечьем)
Это четыре блока, включенные в кихон № 1.


1. Блок внутренней (со стороны большого пальца) поверхностью предплечья, кулака и запястья при выполнении защиты на среднем уровне (дзёгэ укэ) и наружной (со стороны мизинца) поверхностью предплечья, кулака и запястья при одновременном выполнении защиты на нижнем уровне. 2. Блок наружной (со стороны мизинца) поверхностью предплечья и запястья при выполнении опускающегося блока хараи отоши укэ.

3. Блок внутренней (со стороны большого пальца) поверхностью пред¬плечья, кулака и запястья при выполнении зацепляющего блока в сторону – ёко укэ. 4. Блок наружной (со стороны мизинца) поверхностью предплечья и запястья при выполнении верхнего (поднимающегося) блока – агэ укэ.

ХИДЗИ АТЭ
(Удар локтем)

Локтевые удары имеют много вариантов и используются по разным целям. В зависимости от угла наклона и траектории перемещения локтя целями могут быть:

1) задняя поверхность шеи; 2) солнечное сплетение;

3) область ребер или почек; 4) подбородок.

ЯМА УКЭ
(Блок в форме контура горы)
Соедините кисти обеих рук вместе и разведите локт

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.