15-07-2013, 15:53 | Просмотров: 5 266; Школа
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ КАТА КАРАТЭ (Ф.ШЕБЕЙ).
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКА КАТА КАРАТЭ
Методика, по которой изучают ката сегодня, значительно отличается от той, по которой это делали в прошлом. ГИТИН Фунакоси пишет об этом: «В прошлом считали, что ученику требуется около трёх лет, чтобы изучить одно ката, и было обычным делом, если даже хороший мастер знал лишь три или, максимум, пять ката».
Тогда существовало мнение, что поверхностное изучение большого количества ката не имеет никакого смысла. Цель тренировки была выражена в словах: «Хотя двери маленькие, но ведут глубоко внутрь». Такой подход был характерным для всего изучения каратэ в то время. Фунакоси пишет, что он сам потратил десять лет на изучение трёх ката Тэкки.
Очевидно, что исполнение ката, которые изучали старые мастера, было на таком уровне, который даже трудно себе представить сегодня. Фунакоси позднее пришёл к мысли о том, что даже поверхностное изучение ката может быть полезным, потому что каждое ката содержит в себе какую-то ценную информацию.
Из этого следует, что истина лежит где-то посредине, между двумя крайними точками зрения: нужно стремиться изучать ката в глубину, но не ограничиваться лишь одним или двумя ката, а изучать больше. Согласно мнению Фунакоси Гитин можно переходить к изучению других ката тогда, когда ученик технически хорошо освоил ката низшего уровня. Через некоторое время полезно возвращаться к ранее уже изученному ката.
Вопрос, за какое время ученик выучит ката, возникает не только при теоретических размышлениях, его задают своим тренерам все ученики.
Нужно сказать, прежде всего, что этот вопрос неправильно формулируется, так как меняет местами цель и средство. Целью обучения каратэ не является изучение ката, напротив, ката являются средством обучения каратэ.
Нельзя сказать, что я научился какому-то определённому удару и в этот момент прекратить его изучение. Ударом никогда нельзя овладеть настолько, что уже нечего будет в нём улучшать. Более того, совершенно очевидно, что, не отрабатывая удар далее, не тренируясь, ты будешь только терять качество удара. То же самое относится и к ката.
Упомянутый вопрос нужно скорее сформулировать так: «Как долго нужно тренировать ката, чтобы уровень его исполнения соответствовал требованиям экзаменов на кю или дан?» Ответить, на него трудно.
Во-первых, потому что уровень сложности различных ката различен. Например, освоение Тайкёку ката потребует гораздо меньше времени, чем освоение кайсю ката. Кроме того, есть множество других определяющих факторов. Некоторые авторы (например, Джун Ри) утверждают, что для овладения ката нужно выполнить его триста раз. Я думаю, что такой ответ не имеет смысла, потому что неизвестно, насколько интенсивно ученик занимается, исправляет ли он ошибки, или ему никто не даёт информации об этом, какие ошибки он делает и прочее. Не следует забывать и о том, как тренировки распределены во времени, потому что из элементарных знаний психологии и обучения движениям понятно, что результат не будет одинаковым, если упражнение выполняется десять раз подряд или по разу в течение десяти дней.
Кроме того, имеют большое значение личные качества учеников, которые меняются в широком диапазоне и являются специфическими для разных возрастных групп.
Если всё же допустить этот числовой подход к количеству требуемых повторений при изучении ката, то число 1000 будет гораздо ближе к истине (естественно, это относится к высшим ката).
При изучении ката можно выделить отдельные фазы или стадии, которые каждый ученик проходит на пути к совершенству:
1 фаза - фаза изучения последовательности движений в ката, то есть ознакомление с техническим содержанием ката.
2 фаза - фаза исправления отдельных ошибок и одновременно нахождения правильного ритма исполнения ката.
3 фаза - фаза поиска технического совершенства и постепенной автоматизации исполнения ката. В этой фазе исполнение ката постепенно становится плавным и непрерывным.
4 фаза - фаза подлинного исполнения ката, когда внутренние переживания боя с воображаемыми противниками выходят на передний план, и мысль свободна от технических деталей. В этой фазе ката можно выполнять много раз. Эффект исполнения проявляется в психической сфере.
Упомянутое число, определяющее количество повторений, необходимых для сдачи экзаменов, относится, возможно, к первым трём фазам и лишь на уровне ученических степеней (кю), потому что на уровне мастерских степеней (дан) требуется уже более глубокое проникновение в суть ката, а значит и большее количество повторений.
ИЗУЧЕНИЕ КАТА
С точки зрения науки об изучении движений, неправильно будет начинать изучение всего ката целиком и сразу. Прежде, чем ученик приступит к изучению самого ката, должны быть выполнены следующие требования:
1. В форме кихон ученик должен с технической стороны освоить все отдельные техники, которые применяются в ката: дзуки, гэри и укэ. То же самое относится к стойкам, технике перемещения и поворотам.
2. В том случае, если речь не идёт о самых простейших ката, ученик должен пройти третью фазу обучения (автоматическое исполнение и совершенствование) всех предыдущих ката. Не допускается - особенно в фукю ката - «перескакивать» некоторые ката и начинать изучение высших ката. В этом случае всегда возникают технические ошибки, которые плохо влияют потом на дальнейший рост ученика.
3. Правильная последовательность, которую нужно использовать при обучении, будет такой:
• Отдельные технические элементы ката (дзуки, гэри, укэ) сначала нужно изучить в виде кихон идо (ката идо). Это особенно касается техник, выполняемых с адзюмиаси. В ката идо отрабатывают так же комбинации атакующих техник или комбинации защитных и атакующих техник. Чрезвычайно важно отработать все повороты, которые есть в ката.
• Другим важным элементом, который нужно отработать и закрепить в памяти является эмбусэн - схема ката. Эмбусэн - воображаемая линия (или сплетение линий) на земле, по которой движется каратэка во время исполнения ката, и которую он должен предварительно запомнить.
• Дальнейшим шагом является собственно изучение ката. Не нужно отрабатывать всю последовательность движений сразу. Разделите ката на две или три части, которые можно изучать раздельно. После 2-3 повторений под руководством инструктора ученик должен пытаться запомнить последовательность движений и выполнять ката самостоятельно, без посторонней помощи. Таким способом ката лучше запоминается.
• Как правило, все движения сначала выполняют медленно и свободно, а потом, когда последовательность движений в некоторой степени закреплена в памяти, начинают выполнять ката в реальном темпе с реальной скоростью.
• В этой фазе так же важно, чтобы ученик запомнил способ дыхания и направление взгляда.
• Часть первой фазы обучения может состоять из объяснения подлинного значения отдельных комбинаций движений, то есть, где находится противник, от какого удара проводится защита, каким приёмом, то есть ката должно быть понятным ученику до мельчайших деталей.
• В первой фазе обучения - особенно это касается начинающих, для которых это ещё не является естественным - нужно особое внимание уделить этикету начала и окончания ката. Нужно сказать, что выполнение ката без приветствия является проявлением неуважения к мнимому противнику и нарушением этикета не только додзё, но и искусства каратэ.
• Завершение ката, как окончание упражнения в каратэ, не должно быть внезапным. После завершения каратэка должен выражать готовность к продолжению боя. Такое завершение по-японски называется дзансин, и для подлинного мастера каратэ или иного боевого искусства оно так же важно, как само ката.
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК
• Логической основой этой фазы обучения является окончание первой фазы, когда можно считать ката изученным в первом приближении.
• Вторая фаза характеризуется исправлением мелких ошибок, возникших при обучении. Здесь вновь рекомендуется разделить ката на отдельные движения. В тренировочном занятии наиболее эффективным будет сначала повторить ката несколько раз в целом, а потом (когда ката заучили) выбрать из него 2-3 комбинации, состоящие из 2-3 отдельных техник, включая некоторые повороты, и в каждой из них тщательно устранить все мельчайшие ошибки в деталях движений.
• В конце тренировки полезно будет вернуться к полному ката и несколько раз выполнить его целиком. В этой фазе определяются места, в которых движения ката на мгновение как бы прерываются (места пауз). Особенно трудные места ката нужно отрабатывать на многих тренировках.
ПОИСК COBEPIIIЕНСТВА
• Третья фаза является фазой автоматизации движений всего ката, которая не может начаться, если ученик ещё не преодолел технические трудности какого-то элемента или не знает, какое движение за каким следует.
• В этой фазе нужно уделять внимание таким качествам исполнения ката, как реальная эффективность выполняемой техники, реальная скорость защиты и подобное. Главным средством для достижения успешного обучения в этой фазе является количество повторений всего ката.
• Ката требуется учить и учить, пока ваша мысль не будет совершенно свободной от технических деталей, а ката выполняется автоматически, как бы само по себе, независимо от вашей воли.
• Полезно выполнять ката , чередуя исполнение в полную силу с медленными повторениями.
Во время выполнения всех ката нужно обращать внимание и на психическую концентрацию ученика.
ИСПОЛНЕНИЕ КАТА
Последняя фаза обучения не является собственно фазой и продолжается бесконечно. Ката становится средством переживания боя не только со стороны физической, но и со стороны психической. Перед внутренним взором каратэка предстаёт вся ситуация боя с воображаемыми противниками.
Психическая концентрация в идеальном случае такова, что ситуация представляется реальной, и ката служит средством постепенного овладения такими эмоциями, как боязнь или страх. Как большинство внутренних переживаний это психическое состояние трудно определить и описать.
В четвёртой фазе происходит «переживание» ката, при котором идёт процесс воспитания собственной личности. Она доступна только для тех, кто изучает каратэ достаточно глубоко.
С точки зрения нашего опыта изучения ката, нужно обратить внимание на множество ошибок, которые наблюдаются в технике дыхания ката. Дыхание часто является поверхностным, и при этом издаются звуки, которых быть не должно. Неправильно приоткрытые губы вызывают при резком выдохе фурчание - и подобное происходит при дыхании носом. Нужно тщательно следить за тем, чтобы ваше дыхание соответствовало всем существующим в каратэ правилам.
Ф. Шебей, 8 дан Годзюрю (из книги – «Каратэ»).

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.