12-07-2013, 11:46 | Просмотров: 1 661; Школа
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ КАТА
ГИТИН ФУНАКОСИ БЫЛ СТОРОННИКОМ ДУХОВНОЙ СТОРОНЫ КАРАТЭ-ДО И ПРИДАВАЛ ЭТОЙ СТОРОНЕ БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, ЧЕМ БОЕВОЙ ТЕХНИКЕ.
ОН ЧАСТО ПРЕДУПРЕЖДАЛ СВОИХ УЧЕНИКОВ: «БЕЗ ВЕЖЛИВОСТИ ДУХ КАРАТЭ ТЕРЯЕТСЯ». КАРАТИСТА ДОЛЖНЫ ОТЛИЧАТЬ СМИРЕНИЕ, ДОБРОТА И СКРОМНОСТЬ, ХОТЯ БУДЕТ НЕПРАВИЛЬНЫМ ПОНИМАТЬ ЭТО КАК ПОКОРНОСТЬ И СЛАБОСТЬ. ПРИ ДЕМОНСТРАЦИИ КАТА НЕОБХОДИМО ПРОЯВЛЯТЬ ХРАБРОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ.
ТАКАЯ КОМБИНАЦИЯ СКРОМНОСТИ И ХРАБРОСТИ, СМИРЕНИЯ, ВЕЖЛИВОСТИ И ВЗРЫВНОГО БОЕВОГО ДУХА, НАХОДЯЩАЯ ВЫРАЖЕНИЕ В ЧЕТКИХ И ЭФФЕКТИВНЫХ ДВИЖЕНИЯХ, МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ ПАРАДОКСОМ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ЭТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОБРЕСТИ ВНУТРЕННЮЮ ГАРМОНИЮ И ЕДИНЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА.
ФУНАКОСИ НАЗВАЛ ОСНОВНЫМ СЕКРЕТОМ КАРАТЭ ЧУВСТВО ЛЮБВИ К ПРОТИВНИКУ. СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ — ЭТО, ПО ЕГО МНЕНИЮ, КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ КАРАТЭ.
ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ТЕХНИКИ, ТО СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ — И КРАТКИЕ, И ПОДРОБНЫЕ — ПРИНЦИПОВ ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВА В ИСПОЛНЕНИИ КАТА.
ФУНАКОСИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ УКАЗЫВАЛ НА СЛЕДУЮЩИЕ АСПЕКТЫ:
- ПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ (ЖЕСТКО- МЯГКО);
- ПРАВИЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ;
- ПРАВИЛЬНАЯ СКОРОСТЬ (МЕДЛЕННО-БЫСТРО).
ПОДРОБНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ПРИВОДИТ, НАПРИМЕР, НАКАЯМА В ИЗДАННОЙ В 1970 ГОДУ СЕРИИ КНИГ «КАРАТЭ-КАТА».
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ВСЕ ТЕХНИКИ ДОЛЖНЫ ИСПОЛНЯТЬСЯ КОРРЕКТНО И В ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
- НАЧАЛО И ЗАВЕРШЕНИЕ - ПРИ ТРЕНИРОВКАХ МНОГО УСИЛИЙ УХОДИТ НА ТО, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ЗАВЕРШЕНИЯ КАТА ТОЧНО В МЕСТЕ ЕГО НАЧАЛА. НЕОБХОДИМО ТОЧНО СОБЛЮДАТЬ ЗАДАННУЮ ТРАЕКТОРИЮ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ (ЭМБУСЭН).
- ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО ДВИЖЕНИЯ - ДОЛЖНО БЫТЬ ОСОЗНАНО ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО ДВИЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ И НАПАДЕНИЯ, ЧТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ИСПОЛНЕНИИ. КРОМЕ ТОГО, КАЖДОЕ КАТА ИМЕЕТ СВОЮ ХАРАКТЕРНУЮ ОСОБЕННОСТЬ, КОТОРАЯ ТОЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫРАЖЕНА.
- ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛЕЙ - КАРАТИСТ ВСЕГДА ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ВООБРАЖАЕМУЮ ЦЕЛЬ И ВЫПОЛНЯТЬ КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ В НУЖНЫЙ МОМЕНТ.
- РИТМ И ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ - РИТМ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ИСПОЛНЯЕМОГО КАТА. ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕСНО СВЯЗАН С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О НАПАДЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ПРОТИВНИКОВ С РАЗНЫХ СТОРОН.
СЛЕДУЕТ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
- ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ В ПРАВИЛЬНЫЙ МОМЕНТ;
- ПРАВИЛЬНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ БЫСТРЫХ И МЕДЛЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ;
- ПРАВИЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ.
- ДВИЖЕНИЯ И В ПРЕДЕЛАХ ОДНОЙ ТЕХНИКИ И МЕЖДУ ТЕХНИКАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.
- РИТМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕТКО СОРАЗМЕРЕН С ХАРАКТЕРОМ ИСПОЛНЯЕМОЙ ТЕХНИКИ.
- ТЕЛО ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ПОДВИЖНЫМ, НЕДОПУСТИМО ПОСТОЯННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!
- ДВИЖЕНИЯ НИКОГДА НЕ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ РЫВКАМИ.
- ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ. ДЫХАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЧЕРЕДУЮЩИМСЯ ТЕХНИКАМ И МЕНЯЮЩИМСЯ СИТУАЦИЯМ. ОБЫЧНО КАРАТИСТ ДЕЛАЕТ ВЫДОХ В КОНЦЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ ТЕХНИКИ И ДЕЛАЕТ ВДОХ В НАЧАЛЕ СЛЕДУЮЩЕГО ДВИЖЕНИЯ. ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ КИАЙ — КРИК С ВЫБРОСОМ ЭНЕРГИИ ТЕСНО СВЯЗАН С ДЫХАНИЕМ. ПРИ РЕЗКОМ ВЫДОХЕ НАПРЯГАЕТСЯ МУСКУЛАТУРА НИЖНЕЙ ЧАСТИ ЖИВОТА, ТАКИМ ОБРАЗОМ ДОСТИГАЕТСЯ СВЯЗЬ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ТЕЛА С НИЖНЕЙ (СТОЙКА, ПОЛОЖЕНИЕ) И ТЕМ САМЫМ ДОСТИГАЕТСЯ ВЫСОЧАЙШАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ.
X. КАНАДЗАВА В 1968 ГОДУ (КНИГА «БАЗОВЫЕ КАТА КАРАТЭ») СФОРМУЛИРОВАЛ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕСЯТЬ АСПЕКТОВ ИСПОЛНЕНИЯ КАТА:
1. ЕЙ НО КИСИН. ПОДГОТОВКА ДУХА. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВОЛИ И ДУХА ПРОТИВ НАПАДАЮЩЕГО — ОСНОВА ДВИЖЕНИЙ В КАТА.
2. ИНЪЁ. СОЧЕТАНИЕ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО. ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ НАПАДЕНИЯ И ЗАЩИТЫ.
3. ТИКАРАНО КЁДЗЯКУ. ИСКУССТВО ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ. УМЕНИЕ РАССЧИТАТЬ СИЛУ, КОТОРАЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ КАЖДОГО ДВИЖЕНИЯ И СТОЙКИ В КАТА.
4. ВАДЗА НО КАНКЮ. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЙ (МЕДЛЕННО-БЫСТРО).
5. ТАЙ НО СИНСЮКУ. МЕРА НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЯ В КАЖДОМ ДВИЖЕНИИ И СТОЙКЕ КАТА.
6. КОКЮ. ДЫХАНИЕ В СВЯЗИ СО СТОЙКАМИ И ДВИЖЕНИЯМИ КАТА.
7. ТЯКУГАН. МОМЕНТЫ НАПАДЕНИЯ. НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, ГДЕ И КОГДА ЗАЩИЩАТЬСЯ И НАПАДАТЬ (ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИК).
8. КИАЙ. БОЕВОЙ КРИК ТОЧНО В УСТАНОВЛЕННЫХ МЕСТАХ КАТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕХНИКИ (ЧАЩЕ ВСЕГО В СЕРЕДИНЕ И В КОНЦЕ КАТА).
9. КЭЙТАЙ НО ХОДЗИ. ПРАВИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ В ДВИЖЕНИЯХ И СТОЙКАХ СОГЛАСНО СХЕМЕ ШАГОВ.
10. ДЗАНСИН. БДИТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ ГОТОВНОСТЬ К «ПОБЕДНОЙ» БОРЬБЕ (ЭТИ ДВЕ ФОРМУЛИРОВКИ ПО СУТИ ПОЧТИ ИДЕНТИЧНЫ).
В ПРАВИЛАХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО КАТА УКАЗАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
1. - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ;
2. - КОНТРОЛЬ СИЛЫ, НАПРЯЖЕНИЯ И КИМЭ;
3. - РИТМ И СКОРОСТЬ;
4. - ТОЧНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ;
5. - ТОЧНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗГЛЯДА;
6. - ВЫРАЖЕННОСТЬ ОСОБЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КАТА;
7. - СИЛА ТЕХНИК; 8. - ПОНИМАНИЕ ТЕХНИК;
9. - ОСАНКА И БОЕВОЙ ДУХ.
ПОХОЖИЕ, НО БОЛЕЕ УПОРЯДОЧЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БЫЛИ ВЫРАБОТАНЫ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ДЛЯ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ КАТА НА АТТЕСТАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНАХ В БАДЕН-ВЮРТЕМБЕРГЕ (СЁТОКАН):
1. ФОРМАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ — УВЕРЕННОЕ ЗНАНИЕ КАТА.
СТИЛЬ — ЧЕТКОСТЬ И ТОЧНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ, СОБЛЮДЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ.
2. ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ДИНАМИКА — СКОРОСТЬ, КИМЭ, СИЛОВАЯ ТЕХНИКА, ДЫХАНИЕ, СИЛА, ЧЕРЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЯ.
РИТМ — СМЕНА ТЕМПА, ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ, ПАУЗЫ, РЕАКЦИЯ.
3. АСПЕКТ НАСТРОЯ
ХАРА — УВЕРЕННОСТЬ, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, УСТОЙЧИВОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ.
КИ — БОЕВОЙ ДУХ, НАСТРОЕНИЕ, ИЗЛУЧЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ, ВНУТРЕННЯЯ ЗАЩИТА.
ДЗАНСИН — ВНИМАНИЕ, БДИТЕЛЬНОСТЬ, ОСОЗНАННОСТЬ АТАК И КОНТРАТАК.
ВСЕ РАССМОТРЕННЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ КАТА ПОЗВОЛЯЮТ ПОЛУЧИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ЧЕТКИЕ УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ КАТА, ЧТО НЕСОМНЕННО ИМЕЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КАТА.

2012 ГОД, ВЫПИСКА ИЗ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО КАТА ВСЕМИРНОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАРАТЭ WKF И ПОЯСНЕНИЯ...
СТАТЬЯ 5: КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

1. Ката должно быть выполнено компетентно. Должно быть продемонстрировано ясное понимание традиционных принципов, содержащихся в Ката. При оценке выполнения индивидуального или командного Ката Судьи должны основываться на следующем:

а. Реалистичная демонстрация значения Ката.
б. Понимание выполняемой техники (БУНКАЙ).
в. Правильное время, ритм, скорость, баланс, концентрация силы (КИМЭ).
г. Корректное и надлежащее использование дыхания при выполнении
КИМЭ.
д. Правильный фокус внимания (ЧАКУГАН) и концентрация.
е.Правильные стойки (ДАЧИ) с надлежащим напряжением бедер и плоской постановкой стоп на пол.
ж. Надлежащее напряжение живота (ХАРА) и отсутствие колебаний бедер вверх и вниз при передвижении.
з. Правильная форма (КИХОН) демонстрируемого стиля.
и. Выполнение также должно быть оценено с точки зрения других пунктов, таких как сложность демонстрируемого ката.
к. В командных Ката отсутствие внешних сигналов для синхронизации является дополнительным критерием.

2. Спортсмен, допустивший вариацию ШИТЕЙ Ката должен быть дисквалифицирован.

3. Спортсмен, остановившийся во время выполнения ШИТЕЙ или ТОКУЙ Ката, либо выполнивший другое Ката, отличное от объявленного (заявленного), должен быть дисквалифицирован.

4. Спортсмен, выполнивший нерегламентированное Ката или повторивший Ката, должен быть дисквалифицирован.

ПОЯСНЕНИЯ:

I. Ката – это не танец или театральное представление. При выполнении Ката необходимо придерживаться традиционных ценностей и принципов. Ката должно быть реалистичным в боевом понимании и демонстрировать концентрацию, мощь, потенциальный эффект техники. Ката должно демонстрировать силу, мощь и скорость, также как изящество, ритм и баланс.
II. В командных Ката, все три члена команды должны начинать выполнение Ката лицом в одном направлении в сторону Старшего Судьи по Ката.
III. Члены команды должны демонстрировать понимание всех аспектов выполняемого Ката, также как и синхронизацию.
IV. Команды начать и закончить выполнение Ката, топание ногами, удары по груди, рукам, каратэ ги, несоответствующие громкие выдохи, являются примерами внешних сигналов и должны быть приняты во внимание Судьями при принятии решения.
V. Тренер и участник несут персональную ответственность за соответствие заявленного Ката данному конкретному кругу соревнований.
VI. Хара (в буквальном переводе с японского — «живот») — энергетический центр тела, резервуар жизненной энергии. Центр силы в восточных системах боевого искусства. «Центр хара» находится примерно на два пальца ниже пупка.
VII. Кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника.
VIII. В основе каратэ лежат кихон (формы выполнения базовой техники без партнёра), ката (способы кодирования «секретов» искусства в образцовых учебных комплексов) и кумитэ (различные виды учебных спаррингов, подводящие к свободному бою). В них сожержится вся техника, вся скорость, вся сила и всё развитие в каратэ. Они, в сущности, составляют единое целое. И они должны изучаться как одно: без кихон — основной техники — не может быть ни ката, ни кумитэ. Кроме того, ката, отделенные от кумитэ — это лишь набор движений без осознания того, как их применять. Наконец, кумитэ без ката теряет характерные маневренность и плавность, присущие каратэ. Кихон — это ката, ката — это кумитэ и наоборот. Все три составляющие каратэ равны и едины.
IX. Кихон – основа технической подготовки, закладка фундамента мастерства, способ сохранения требований стиля к форме и содержанию техники. Изучение базовой техники «в идеальной форме» без партнера, процесс формирования "тела – оружия", овладения боевым арсеналом каратэ и наладки "боевой машины". Кихон помогает понять фундаментальные принципы и освоить основные приемы боевого искусства. Кихон способствует формированию совершенного тела и установок сознания, необходимых для борьбы. Кихон – это ствол дерева, на котором в последующем вырастают ветви и крона боевого искусства.
X. Ката – один из самых действенных способов отработки приемов, ката учат правильным стойкам и передвижениям, учат правильно воспринимать намерения и действия соперника и, наконец, ката дисциплинируют. Ката – важнейший инструмент приобщения к традиции и средство самопознания. Ката – это стандарт, «матрица», в которую отливается техника ученика при ее выполнении в комбинационной форме. Осмысленное выполнение ката – это приобщение к культурной традиции, к шедеврам старых мастеров. Ката – это и двигательный тест для проверки навыков комбинирования техники, и школа дыхательного контроля, и форма активной медитации. Каждое ката имеет свой образ, характер, ритм, энергетику. Выполняя ката, нужно вдохнуть в мертвую «форму» жизнь, погрузить собственное «я» в течение ката.
XI. Кумите – высшая форма реализации технического мастерства, проверка полученных ранее навыков в процессе взаимодействия с противником, владеющим теми же приемами. Основная цель Кумитэ - укрепление боевого духа через практическое применение полученных в Кихоне и ката навыков боевых действий в работе с противником. Практика кумитэ – важнейший и наиболее специфический метод единения воинского ремесла, искусства и Пути.
Кимэ


Главная > Карате
В переводе с японского это слово приблизительно означает «дух решительности». На практике же выражает полную моральную и физическую сосредоточенность в момент касания противника, независимо, что это: атака, контратака или блокировка. При этом в долю секунды вся ваша энергия должна быть вложена именно в это движение или удар.
Кимэ (фокус) это объединенная психическая и физическая энергия, которую можно направлять и контролировать. Это способность мгновенного проявления максимальной физической силы при помощи психической силы. Кимэ – предельная концентрация сознания и тела для достижения максимальной эффективности, это взрыв энергии, сконцентрированный в одной точке на последнем отрезке траектории удара или блока. Энергия, накопленная для удара, должна пройти сквозь цель в момент контакта. Ментальное и физическое целое ударяет цель, все тело в одно мгновение движется в одном направлении, никакая часть знергии при этом не должна рассеиваться.
Со стороны данный эффект похож на взрыв, на электрический разряд, вспышку света, т. к. кимэ на самом деле самая большая и в данный момент возможная концентрация всех мышц, участвующих в определенном движении. Это особая энергия, без которой каждый удар был бы лишь растрачиванием силы.
Чтобы кимэ оказался эффективным, он должен быть как можно более быстрым. Когда скорость в конечной точке максимальна, а концентрация полная и мгновенная, удар достигает огромной силы. Тело производит самую большую энергию тогда, когда кулак, рука, бока (туловище) и нога одновременно достигнут самой большой скорости, то есть, когда осуществится принцип сосредоточенности силы. Чтобы энергия всего тела полностью была перенесена на кулак, необходимо максимально быстрое включение всех суставов, участвующих в выполнении движений, что достигается предельно быстрой контракцией мышц. Кимэ определяется тремя кажущимися противоречивыми факторами: максимальной скоростью, максимальной силой, остановкой движения (замедлением удара).
Для правильного выполнения движения необходимо, чтобы все три элемента в пространственном и временном отношениях были надлежащим образом согласованы. При этом необходимо отметить, что чрезвычайно большое напряжение мышц в движении, а потом резкая их остановка могут вызвать микротравматические повреждения суставных поверхностей, известных в спортивной травматологии под названием «локоть каратэ».
Взаимодействие трех основных элементов кимэ можно объяснить при помощи вычисления на примере удара «ой цуки». Предположим, что при выполнении «ой цуки» кулак движется по пути длиной в 50 см, постоянно ускоряясь с наибольшей собственной силой (F). Энергия кулака тогда E = F х 50 см. Однако, чтобы остановиться на расстоянии в 5 см от отмеченного места, ей нужна сила (К), даже в десять раз больше силы движения: Е = F х 50 см = К х 5 см, следовательно, К = 10 х F.
Согласно этому же образцу, для остановки на расстоянии в 2,5 см от жизненной точки или ударной поверхности нужна сила в двадцать раз больше силы движения. Сила К, замедление вплоть до полной остановки, представляет собой дополнительную нагрузку для мышц, сухожилий, соединительных тканей, суставов. Парадоксально, но научно и практически доказан тот факт, что при максимальном мышечном напряжении суставные поверхности будут наиболее защищены, если суставные связи ослаблены. Дополнением к этому защитному механизму является и правильное выполнение движений, чем защищается суставная поверхность и уменьшаются микротравматические повреждения контактных поверхностей. Особенно важно это при выполнении упражнений на макиваре.
Единство трех необходимых условий для достижения кимэ в одинаковой степени важно и для «маховых движений», таких как «мае гери», «уракен», «маваси гери» и др.
При выполнении удара «ой цуки» локоть и предплечье должны находиться совсем близко к телу и быть прямолинейно направлены, чтобы в ходе остановки движения сила равномерно распределилась на все части локтя, т. е. чтобы вращательное движение локтя было сведено к минимуму.
Предельное движение назад, противодвижение подколенной кости при ударе «мае гери», необходимо во избежание ушибов или более сложных повреждений суставных поверхностей.
XII. ЧАКУГАН фокусирование внимания при исполнении Ката и соответствующий взгляд на воображаемого соперника.

WUKO
Статья 5: Критерии оценок.
Выполнение ката будет оцениваться по двум группам критериев:
I. Основное выполнение (20 критериев):
1. Последовательность ката.
2. Контроль мощности.
3. Контроль напряжения и расслабления.
4. Контроль скорости и ритма.
5. Направление движений.
6. Понимание техники ката.
7. Показ надлежащего понимания bunkai ката.
8. Этикет.
9. Embusen.
10. Видение.
11. Позиции.
12. Координация.
13. Стабильность и баланс.
14. Совершенство.
15. Гармония.
16. Паузы.
17. Kiai.
18. Дыхание.
19. Концентрация.
20. Дух.
II. Продвинутое выполнение (3 критерия):
1. Мастерство техники.
2. Степень трудности и риска в выполнении ката.
3. Отношение участников к Budo.

Статья 6: Понижение оценки и дисквалификация.
1. Понижение оценки:
а) 0.1 вычитается в результате быстро исправленного колебания;
б) 0.2 вычитаются в результате мгновенной, но заметной паузы (задержки);
в) 0.1 - 0.2 вычитаются в результате небольшой потери равновесия.
2. Спортсмен будет дисквалифицирован если:
а) выполнено неправильное ката;
б) ката изменено;
в) выполнение ката остановлено;
г) спортсмен потерял равновесие полностью и/или упал;
д) спортсмен исполняет ката не своего стиля.

WKC
СТАТЬЯ 5: Критерии для решения.

В состязаниях Kata, каждое выполнение не будут считать просто хорошим или плохим, оно будет оцениваться согласно существенных элементов каждого основания суждения, основанного на двух различных критериях:
1) Основное выполнение: следующие критерии оценки должны присутствовать в каждом выполнении Kata:
A) Последовательность элементов ката.
B) Контроль относительно силы.
C) Контроль относительно напряжения и расслабления.
D) Контроль относительно скорости и ритма.
E) Направление движений.
F) Понимание техники ката.
G) Демонстрация надлежащего понимания Бункай ката.
H) Ритуал.
I) Эмбусэн.
J) Взгляд.
K) Стойки.
L) Координация.
M) Стабильность и баланс.
N) Совершенство.
O) Гармония.
P) Паузы.
Q) Kиай.
R) Дыхание.
S) Концентрация.
T) Дух.
2) Продвинутое выполнение. Судьи обратят внимание на специальные моменты и степень трудности выполненного Kata. Суждение будет основано на:
A) Мастерство техники участников.
B) Степень трудности и риска в выполнении Kata.
C) Отношение участника к будо.

СТАТЬЯ 6: Снижение оценок и дисквалификация
1) Снижение оценок. Оценки будут вычитаться в этих случаях:
A) Небольшая потеря равновесия в гладком выполнении Kata, быстро исправленная, 0.1 балла должна быть вычтена из конечного счета.
B) Небольшая, но заметная пауза, 0.2 балла должны быть вычтены.
C) Мгновенная небольшая неустойчивость, быстро исправленная, 0.1 - 0.2 балла должны быть вычтены.
2) Дисквалификация:
A) Если соперник исполняет ката неправильно.
B) Если Kata изменен.
C) Если соперник прерывает выполнение Kata.
D) Если соперник теряет баланс полностью и-или падает.
E) Если соперник не исполняет Kata его стиля.

WSKF
СТАТЬЯ 7: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАТА
7.1. KATA должно быть выполнено умело, и участник должен продемонстрировать ясное понимание заложенных в нем традиционных принципов.
При оценке исполнения КАТА участником или командой Судьи должны принимать во внимание следующие критерии:
a. Реалистическая демонстрация принципов KATA.
b. Понимание используемых приемов (BUNKAI).
c. Правильная форма (KIHON).
d. Хороший выбор времени, ритм, скорость, баланс.
e. Правильно сфокусированная сила (KIME) .
f. Правильное и надлежащее использование дыхания, соответствующего KIME.
g. Направленность внимания (CHAKUGAN) и психическая концентрация (ZANSHIN).
h. Правильные позиции (DACHI) с надлежащей напряженностью в опорах, ступни плотно прижатые к полу.
i. Надлежащее напряжение в области живота (HARA).
j. Точный выбор направления поворотов и передвижений, соответствующий ситуации боя (ENBUSEN). Правильная техника передвижений.
k. Исполнение должно также быть оценено и по другим пунктам в соответствии с особенностями и типом представленного KATA.
7.2. В командных соревнованиях действуют все критерии оценки индивидуального исполнения КАТА. Участники команды должны продемонстрировать КАТА точно так же, как и при индивидуальном исполнении. Ритм и скорость КАТА не должны изменяться в целях удобства синхронизации. Не должно быть никаких дополнительных внешних сигналов для синхронизации.


СТАТЬЯ 8: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ BUNKAI-KUMITE
8.1. Участники команды должны выполнить BUNKAI-KUMITE с надлежащим умением и продемонстрировать:
a. Соответствие элемента требованиям вариантов исполнения BUNKAI-KUMITE.
b. Хорошую форму, правильное выполнение техники приема, устойчивую позицию;
c. Мощность выполнения, высокую скорость исполнения; концентрацию силы (KIME);
d. Корректное отношение: мощное выполнение без злобной агрессии.
e. Точность (проведение контратаки в жизненно важные зоны тела противника).
f. Правильный выбор времени проведения контратакующего действия.
g. Правильный выбор дистанции:
- проведение технического действия с дистанции, которая в условиях реального боя позволяет нанести удар, приводящий к поражению противника;
- контроль дистанции (SUN-DOME), т.е. остановка удара на расстоянии 2-3 см от цели.
h. Боевой дух и необходимый уровень психической мобилизации (ZANSHIN);
i. Направленность внимания (CHAKUGAN), целеустремленный взгляд (METSUKE).
j. Полное выполнение программы BUNKAI-KUMITE данного КАТА.
k. Партнеры, выполняющие атаку (SEMETE) должны продемонстрировать: знание последовательности и вариантов атак, реальность и потенциальную эффективность атакующих действий.
8.2. При нарушении какого-нибудь из вышеперечисленных пунктов оценка снижается на 0,1-0,3 балла (за каждый нарушенный пункт).
8.3. Исполнение в качестве BUNKAI-KUMITE технических элементов или комбинаций, не соответствующих или противоречащих принципам, заложенным в данном КАТА, недопустимо. Подобная замена может привести к дисквалификации команды (HANSOKU). Итоговой оценкой за исполнение КАТА и демонстрацию BUNKAI-KUMITE в таком случае будет 0.0 балла.
8.4. Дисквалификация команды может наступить и в связи с явной несогласованностью участников при выполнении программы или в случае прерывания или отказа от продолжения демонстрации BUNKAI-KUMITE.
8.5. ПОЯСНЕНИЯ:
1) При демонстрации и оценке КАТА и BUNKAI-KUMITE необходимо твердо придерживаться традиционных ценностей и принципов. Должна быть проявлена реальность боевых элементов и демонстрации сосредоточения, мощи и потенциальной эффективности используемой техники. Исполнение должно демонстрировать боевую силу, мощь и скорость, наряду с изяществом, ритмом и балансом.
2) В командных соревнованиях все трое участников команды должны начать выполнение КАТА лицом в одну сторону по направлению к Рефери на площадке.
3) Члены команды должны демонстрировать понимание всех аспектов выполнения KATA также хорошо, как и синхронность.
4) Ошибка в синхронности исполнения командного КАТА заслуживает такого же снижения оценки, как и техническая ошибка в индивидуальном КАТА.
5) Сигналы для начала или прекращения выполнения движения, подаваемые с помощью топанья ногами, хлопками по груди, рукам, или KARATE-GI, как и не-соответствующее шумное дыхание являются примерами внешних сигналов и должны быть приняты во внимание Судьями при принятии решения.
6) Тренер или участник лично ответственны за то, что заявленное КАТА соответствует требованиям предстоящего круга соревнований.

KOSHIKI
11. Оценка качества показанного спортсменом ката выставляется каждым из судей по десятибальной шкале и может быть как целым числом, так и иметь десятые доли. Общая оценка складывается из показаний всех пяти судей. Средний балл может быть подсчитан двумя способами, которые оговариваются в Положении или дополнительно принимаются решением Оргкомитета соревнований:
o из пяти оценок выбирается самая высокая и самая низкая. Они отбрасываются, а из оставшихся трех высчитывается средний балл;
o средний балл высчитывается по всем пяти оценкам. Полученный средний балл заносится в протокол соревнований. При оценке качества выполнения ката судье необходимо пользоваться рядом основных критериев:
o этика поведения спортсмена на татами (правильность соблюдения ритуалов, грамотность и четкость в объявлении названия ката, внешний вид и т.д.);
o правильность и соблюдение последовательности движений в ката; соблюдение темпа и концентрации в движениях;
правильность дыхания; баланс при движении и в стойках:
o правильное выполнение ударов и блоков по траекториям,
высоте, скорости.

WKU
Статья 5. Критерии принятия решений

1. Выполнение ката должно быть компетентным и должно демонстрировать понимание
спортсменом традиционных принципов, заложенных в ката. При оценке исполнения ката участни-
ком или командой, судьи основываются на следующих критериях:
- правильная техника;
- понимание выполняемой техники;
- правильная диаграмма передвижения (ЭМБУСЭН);
- правильный ритм исполнения;
- соблюдение баланса;
- концентрация силы; World Karate Union Kat 6 a Competition Rules
- правильное дыхание и боевой крик (КЭНСЭЙ);
- осознанная готовность при исполнении ката (ЗАНСИН);
- правильная трактовка демонстрируемого стиля (школы).
При оценке исполнения ката судьи также используют дополнительные критерии:
- сложность выполняемого ката;
- эстетичность исполнения ката;
- отсутствие внешних сигналов для синхронизации (в командных соревнованиях).
2. Участник, выполняющий одно и то же ката два раза, дисквалифицируется, кроме слу-
чая, предусмотренного в пункте 5 статьи 3.
3. Участник, который необоснованно прерывает исполнение ката или выполняет не то ка-
та, которое было объявлено (заявлено), дисквалифицируется.
4. Любое грубое некорректное поведение члена официальной делегации может повлечь
дисквалификацию и удаление с соревнований спортсмена, команды или всей делегации.
ПОЯСНЕНИЕ:
1. Ката – это не танец или театральное представление. При выполнении ката необхо-
димо придерживаться традиционных ценностей и принципов. Ката должно быть реалистичным
в боевом понимании и демонстрировать концентрацию, мощь и потенциальный эффект техни-
ческих действий.
2. Правильная техника базируется на оценке правильности стоек, амплитуды и тра-
ектории движений, приемов, выполняемых в ката, с позиций традиционных технических канонов
каратэ.
3. Понимание выполняемой техники базируется на том, что ката – это своеобразная
имитация реального боя за жизнь с несколькими противниками, из которого исполнитель ката
выходит победителем. Исполнитель должен продемонстрировать понимание сути выполняемых
им защитно-атакующих действий, в контексте смыслового содержания всего ката.
4. Правильная диаграмма передвижения (ЭМБУСЭН) означает, что каждое ката
имеет собственную диаграмму передвижения, нарушение которой является грубейшей ошибкой.
Традиционно, большинство ката начинаются и заканчиваются в одной точке.
5. Правильный ритм исполнения – наиболее ёмкий критерий оценки. Темпо-ритмиче-
ская основа выполнения ката базируется на осмысленном сочетании быстрых и медленных дви-
жений с ритмическими регламентированными паузами. Для ясности определения применяется
понятие – условная временная единица (УВЕ).
5.1 Примерное время регламентируемых пауз:
- самая большая пауза следует после последнего технического действия ката, перед
выходом в позицию боевой готовности, как правило, сопровождается боевым криком (КЭНСЭЙ)
и символизирует последнюю окончательную победу – 5 УВЕ;
- после атакующего действия, выполняемого с объединением максимальных физических
и психических усилий (КИАЙ), символизирующего промежуточную победу – следует пауза 3 УВЕ;
- после завершения связки технических действий с мощным финалом – пауза 2 УВЕ;
- между мощными ударами, выполняемыми с большой концентрацией силы или между
мощным блоком и мощным ударом – пауза 1 УВЕ;
- между быстро выполнимым блоком и ударом и комбинацией быстрых ударов по од-
ному воображаемому противнику – пауза отсутствует.
Несоблюдение регламентированных пауз снижает оценку выступления.
5.2 Неоправданные паузы – это задержки в выполнении ката, нерегламентированные
темпо-ритмом данного ката. Неоправданные паузы классифицируются:
- незначительное замешательство, связанное с забыванием последовательности вы-
полнения движений, повлекшее за собой задержку в темпо-ритме выполняемого ката не более 3
секунд;
- значительное замешательство, повлекшее за собой задержку в темпо-ритме выпол-
няемого ката от 3 до 5 секунд;
- прерывание выполнения, повлекшее за собой задержку в темпо-ритме выполняемого
ката более 5 секунд. При прерывании выполнения ката исполнитель дисквалифицируется. World Karate Union Kat 7 a Competition Rules
6. Соблюдение баланса – это отсутствие потери равновесия при выполнении ката.
Потеря равновесия тождественна потере боеспособности и влечет за собой снижение оценки
результата выступления участника. Потери равновесия подразделяются на:
- незначительные, где для восстановления равновесия достаточно компенсирующего
движения туловища или рук, а стопы остаются на месте;
- значительные, где для восстановления равновесия исполнитель вынужден переста-
вить одну или две стопы, или коснуться пола стопой второй ноги, если действие выполняется
стоя на одной ноге;
- падение, где исполнитель касается пола любой частью тела, кроме стоп, за исключе-
нием случаев, предусмотренных регламентом конкретного ката.
При потере равновесия оценка снижается в зависимости от степени погрешности. В
случае падения исполнитель ката дисквалифицируется.
7. В каждом ката концентрация силы – распределение мощности усилий, при выполне-
нии различных технических действий, определяется конфликтной ситуацией драматургии ката.
Каждое ката имеет свой оригинальный драматургический сценарий.
Распределение концентрации силы в разных ката базируется на общих принципах:
- самые мощные усилия должны развиваться при выполнении ударов с КИАЙ, т.е. с
объединением максимальных физических и психических усилий;
- следующими по мощности являются завершающие удары, выполняемые в конце ком-
бинаций технических действий. Эти удары выполняются с концентрацией максимальной физиче-
ской силы в заключительной фазе ударного действия (КИМЭ). Это необходимо для нейтрализа-
ции воображаемого противника, перед поворотом спиной или боком к нему, для продолжения
боя;
- при выполнении одиночных ударов или завершающих ударов в комбинации, а также
блоков-ударов необходимо развивать усилие 75-80 процентов от максимального. Целью этих дей-
ствий является кратковременное лишение боеспособности противника;
- при выполнении мягких отводящих блоков и принятии различных позиций готовности
развивается усилие не более 25-30 процентов от максимального.
Несоблюдение принципов распределения мощности усилий означает непонимание систем-
ных основ каратэ и значительно снижает оценку выступления спортсмена.
8. Правильное дыхание и боевой крик (КЭНСЭЙ) – неотъемлемые компоненты ката.
Ката выполняются с хорошим, полноценным дыханием. Методология выдоха зависит от специ-
фики стиля (школы) участника. Отсутствие при выполнении ката легко воспринимаемого дыха-
ния демонстрирует грубую ошибку в понимании сути базовой техники как, прежде всего, оздоро-
вительной системы. Без хорошего дыхания невозможно выполнение полноценной высоко оцени-
ваемой техники.
Отсутствие боевых криков (КЭНСЭЙ) свидетельствует о непонимании исполнителем
драматургии ката, наличия кульминационных моментов, сопровождаемых как эмоциональным
всплеском, так и мощным физическим усилием. Это значительно снижает впечатление о каче-
стве исполнения.
9. Осознанная готовность при исполнении ката (ЗАНСИН) является важным эмо-
циональным критерием оценки. Осознанная готовность демонстрируется следующими средст-
вами выразительности:
- состоянием максимальной психической мобилизации до начала и после окончания тех-
нических действий;
- наблюдение воображаемого соперника, выраженное поворотом головы в сторону
предполагаемого передвижения;
- сменой эмоционального состояния исполнителя, выраженного на физическом уровне
чередованием мышечного расслабления и напряжения.
10. Правильная трактовка демонстрируемого стиля (школы) является важной со-
ставляющей общей оценки выступления спортсмена. Этот критерий предполагает оценку соот-
ветствия технических действий участника двигательным принципам и боевым концепциям кон-
кретного стиля (школы). При исполнении ката недопустимы искажения стилевых особенностей
демонстрируемой техники. World Karate Union Kat 8 a Competition Rules
11. Эстетичность исполнения ката характеризуется точностью выдерживания пауз,
точностью переходов от одного движения к другому, пластичностью исполнения технических
действий и эмоциональной выразительностью участника.
12. Сложность формального комплекса определяется наличием в нем большого количе-
ства технических действий, а также элементов, относящихся к группе технически сложных для
исполнения.
13. Команды начать и закончить выполнение ката, топанье ногами, удары по груди или
рукам, неестественно громкие выдохи и т.п. являются примерами внешних сигналов и должны
быть приняты во внимание судьями при принятии решения.
14. В командных соревнованиях все три члена команды могут начинать выполнение ката
в разные направления.
15. Члены команды должны демонстрировать понимание всех аспектов выполняемого
ката.
16. В командных соревнованиях допускается преднамеренно асинхронное выполнение ка-
та. О преднамеренной асинхронности выполнения ката должно быть сообщено заранее.
17. Тренер и участник (команда) несут персональную ответственность за соответст-
вие заявленного формального комплекса данному конкретному кругу соревнований.

WKF
СТАТЬЯ 5 : КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

1. Ката должно быть выполнено компетентно. Должно быть продемонстрировано ясное понимание традиционных принципов содержащихся в Ката. При оценке выполнения индивидуального или командного Ката Судьи должны основываться на следующем :

а. Реалистичная демонстрация значения Ката.

б. Понимание выполняемой техники (БУНКАЙ).

в. Правильное время, ритм, скорость, баланс, концентрация силы (КИМЭ).

г. Корректное и надлежащее использование дыхания при выполнении КИМЭ.

д. Правильный фокус внимания (ЧАКУГАН) и концентрация.

е.Правильные стойки (ДАЧИ) с надлежащим напряжением бедер и плавным скольжением ног по полу.

ж. Надлежащее напряжение живота (ХАРА) и отсутствие колебаний бедер вверх и вниз при передвижении.

з. Правильная форма (КИХОН) демонстрируемого стиля.

и. Выполнение также должно быть оценено с точки зрения других пунктов, таких как сложность демонстрируемого ката.

к. В командных Ката отсутствие внешних сигналов для синхронизации является дополнительным критерием.

2. Спортсмен, допустивший вариацию ШИТЕЙ Ката должен быть дисквалифицирован.

3. Спортсмен, остановившийся во время выполнения ШИТЕЙ или ТОКУЙ Ката, либо выполнивший другое Ката, отличное от объявленного (заявленного), должен быть дисквалифицирован.

4. Спортсмен, выполнивший нерегламентированное Ката или повторивший Ката, должен быть дисквалифицирован.

ПОЯСНЕНИЯ :

I. Ката – это не танец или театральное представление. При выполнении Ката необходимо придерживаться традиционных ценностей и принципов. Ката должно быть реалистичным в боевом понимании и демонстрировать концентрацию, мощь, потенциальный эффект техники. Ката должно демонстрировать силу, мощь и скорость, также как изящество, ритм и баланс.

II. В командных Ката, все три члена команды должны начинать выполнение Ката лицом в одном направлении в сторону Старшего Судьи по Ката.

III. Члены команды должны демонстрировать понимание всех аспектов выполняемого Ката, также как и синхронизацию.

IV. Команды начать и закончить выполнение Ката, топание ногами, удары по груди, рукам, каратэ ги, несоответствующие громкие выдохи, являются примерами внешних сигналов и должны быть приняты во внимание Судьями при принятии решения.

V. Тренер и участник несут персональную ответственность за соответствие заявленного Ката данному конкретному кругу соревнований.

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.