25-07-2013, 04:39 | Просмотров: 3 192; ---
Учебные ката Годзю Рю

Первую попытку добавить в группу классических ката Нахатэ, которые были переданы мастером Хигаонна Канрё (1853-1915) своим ученикам, ряд «учебных», «вводных», предпринял Мияги Тёдзюн (1888-1953). Известно, что вплоть до начала 40-ых годов ХХ века, основатель Годзю-рю преподавал ката вне строго определенного порядка. Исключением было лишь кихонгата («базовая форма») Сантин, которую и он сам, и мастер Хигаонна давали первым всем из своих учеников в качестве первого формального комплекса. В каком порядке преподавались мастером Хигаонна все остальные ката, почти неизвестно.
УЧЕБНЫЕ КАТА ГОДЗЮ-РЮ. ПАВЕЛ ДОЛГАЧЁВ
Мияги Тёдзюн преподавал не только в своем додзё (во дворе своего дома) группе учеников, самостоятельно проявивших интерес к занятиям, но также в учебных заведениях, где изучение каратэ приравнивалось к занятиям физической культурой. Хигаонна Морио писал, что после того, как Мияги проработал некоторое время преподавателем каратэ в Торговом училище города Наха («Наха курицу сёгё котогакко»), он понял, что ученикам трудно осваивать только Сантин-ката. Тогда основатель Годзю-рю решил давать новичкам Сайфа в качестве вводного формального комплекса. А в полицейском училище, где он также преподавал, первым ката стало Сэйэнтин, правда, не самое легкое ката Годзю-рю. С тех пор Мияги преподавал в учебных заведениях Сантин только как второе ката. Однако сказать, что эти комплексы проще, чем Сантин, нельзя. Видимо, во главу угла было поставлена задача научить практическому применению приемов каратэ и избежать проблем, связанных со сложностями усвоения утомительных исполнений кихонгата Сантин.
Так уж получалось, что с этого момента акцента на приобретение тех базовых навыков, что давало ката «Три битвы», уже не делалось. Ката Сантин является важной частью каратэ Годзюрю, однако кратковременные программы обучения не могут дать занимающимся овладеть этим ката в полной мере. При этом основные навыки самообороны и двигательной координации формальные комплексы Сайфа и Сэйэнтин обеспечить в состоянии. К тому же преподавание ката Сантин эффективно при индивидуальном общении наставника с учеником, тогда как в большой группе становится сложно контролировать верное усвоение. В данной ситуации – и с точки зрения интереса занимающихся, и с точки зрения методики – Сайфа и Сэйэнтин выглядят более привлекательно.
УЧЕБНЫЕ КАТА ГОДЗЮ-РЮ. ПАВЕЛ ДОЛГАЧЁВ
Точные даты изменений в структуре обучения нам неизвестны. А ведь это могло бы помочь разобраться в вопросе того, когда Мияги решил модернизировать систему и ввести новые, более простые ката для начинающих.
С учениками в группе «добровольцев» было несколько проще: занятия не были регламентированы, как в учебных заведениях. Каждый из учеников и кандидатов в ученики, по сути, был изначально готов следовать рекомендациям и командам наставника, и ответственность за качество отработки даваемых мастером Мияги заданий возлагалась целиком на их совесть. Соответственно, и подобрать для них тот или иной набор наиболее подходящих (подходящих по комплекции и физическим данным) ката было несложно. Все из мастеров, прошедших в своё время школу Мияги Тёдзюн, отмечают, что технику и ката тот преподавал каждому по-своему, в зависимости от кондиций и подготовленности ученика. Относится это также к последовательности изучаемых ката. Так, например, Кина Сэйко выучил сразу после Сантин Сэйэнтин, Синдзато Дзинъан - Сэйсан и Тэнсё, Фурунгэн Сюнсин и Миядзато Эйити - Курурунфа, Яги Мэйтоку - Супаримпэй. Можно с уверенностью говорить о том, что строгой последовательности обучения ВСЕМ ката от самого простого к наиболее сложному не было. Как, видимо, не было некоторое время у Мияги и намерения передать своим ученикам всю систему целиком. Причин тому может быть три. Вероятно, до определенного времени мастер просто не видел преемника. А может, никто из занимающихся не показал себя с лучшей стороны. Третья – умозрительная и, как и предыдущие две, ничем не подтвержденная – версия такова: Мияги не считал знание всех ката Годзю-рю обязательным признаком мастерства. Не известно точно и то, познакомил ли сам Мияги учеников с полным списком ката, или они просто обменивались знаниями между собой.
Тем не менее, однозначно мы можем утверждать только то, что четко утвержденной последовательности ката не было. И эта система не проработана даже сейчас. Понятно, что из классических (корю) ката самым простым является Сайфа, а самыми сложными - Курурунфа и Супаримпэй. Остальные зачастую перемешаны.
Видимо, начав выстраивать систему последовательного преподавания классических ката Годзю-рю, Мияги посетила мысль сделать обучение более организованным. Особенно для начинающих. Не берусь голословно утверждать, но мне кажется, что именно в этот период времени – 30-ые годы ХХ века - группа занимающихся у Мияги пополнилась подростками. Как уже указывалось выше, причиной создания ученических ката стала проблема отсутствия удобной методики, а с «омоложением» состава учеников проблема методик становилась все острее.
Можно также предположить, что с ученическими комплексами, ныне известными как Гэкисай-дай ити и Гэкисай-дай ни большинство ведущих старших учеников Мияги познакомились сразу после завершения их разработки - в период с 1941 года по 1943, когда занятия в додзё Мияги были свернуты в связи с начавшейся войной.

2. Попытки первой половины ХХ века.
История возникновения ката Гэкисай неразрывно связана с процессом создания и внедрения таких ката как Фукю-гата ити и Фукю-гата ни. На них остановимся подробнее. «Фукю-гата» в переводе на русский означает «вводная форма». Как справедливо замечает в своей статье, посвященной их созданию, гавайский каратист Чарльз Гудин, определение «вводное» являлось отражением перемен, происходивших в окинавском каратэ с момента его популяризации и систематизации знаменитым мастером магистрального направления Сюритэ Итосу Анко (18..-1915). Популярность каратэ росла, в додзё приходили молодежь, подростки и даже дети. Для качественного их обучения требовалось создание простейших формальных комплексов. Поэтому Мияги и приступил к созданию ката. Однако он не был единственным автором.
Собственно, необходимость создания «общего» ката витала в воздухе. Еще в 1936 году произошла встреча известных мастеров окинавского каратэ, на которой кроме выдающихся мастеров, таких как Мотобу Тёки, Ябу Кэнцу, Ханасиро Тёмо, Къян Тётоку, Сирома Симпан, Мияги Тёдзюн, присутствовали влиятельные сторонники развития окинавского каратэ.
УЧЕБНЫЕ КАТА ГОДЗЮ-РЮ. ПАВЕЛ ДОЛГАЧЁВ
УЧЕБНЫЕ КАТА ГОДЗЮ-РЮ. ПАВЕЛ ДОЛГАЧЁВ
Собравшиеся в едином порыве отметили, что набирающее популярность каратэ у многих стало ассоциироваться с японскими воинскими искусствами. Каратисты заявили о стремлении сохранить исконно окинавские отличительные черты каратэ. Наверное, именно тогда как никогда выявилась возможность сближения различных школ каратэ, чего во II половине ХХ века уже не наблюдалось. Вместе с тем, назрела необходимость признания каратэ как стройной системы. Одним из присутствовавших был высокий военный чин Фукусима Кицума. Фукусима заявил о необходимости создания десятка общих – уже «национальных» японских! - ката с японскими же названиями. Мияги выступил в защиту традиционных ката, однако согласился что «национальные» ката также должны быть созданы.
В 1937 году ведущие мастера Окинавы сформировали «Общество продвижения каратэдо Окинавской префектуры». Была достигнута договоренность о создании аж двенадцати (!) общих ката каратэ. Чарльз Гудин, лично общавшийся с Нагаминэ Сёсин, указывает, что эти формальные комплексы предположительно должны были быть ученическими, базовыми (кихонгата). Однако что-то в их работе не заладилось, и теперь нам совершенно ничего не известно о плодах совместного труда мастеров.
В 1940 году была предпринята очередная попытка создания кихонгата. На этот раз по просьбе Хаякава Гэн, тогдашнего губернатора Окинавы. Фукю-гата (первоначальный вариант, то есть то, что является ныне Фукю-гата ити и Фукю-гата ни в Мацубаяси-рю, и Гэкисай-дай ити) создавались именно для детишек, которых хотели привлечь в каратэ. К тому же, общие ката были бы идеальной возможностью выступать с показательными выступлениями представителям различных направлений каратэ. И разница в стилистических особенностях при этом была бы минимальной. Для Мияги это была возможность ввести простейшие ката. Настолько простых, каких раньше не было.
В комитет вошли восемь каратистов нового поколения. Возглавил группу Исихара Сётёку (1898-неизв.). Как утверждал мастер Мацубаяси-рю Куниёси Синъю, он был обычным преподавателем нахасской средней школы, но славился своим мастерским владением мечом. Исихара к тому времени был обладателем 6 дана по кэндо, а позже возглавил Окинавскую ассоциацию данного вида будо. Согласно же Нобору Акаги, одному из ведущих преподавателей кэндо на Окинаве, перед Второй Мировой Исихара Сётёку служил в полиции. Впрочем, это не так важно: познания в будо и статус в обществе стали причиной назначения Исихары на должность директора рассматриваемого нами общества. Видимо, в его функции входил только контроль за деятельностью подопечных каратистов. В группу мастеров каратэ, на чьи плечи и легла задача разработки Фукю-гата, вошли: 1. Мияги Тёдзюн, 2. Камия Дзинсэй, 3. Синдзато Дзинъан, 4. Миядзато Кодзи, 5. Токуда Амбун, 6. Киндзё Кэнсэй, 7. Къян Синъэй, 8. Нагаминэ Сёсин.
Камия Дзинсэй (1894-1964) и Синдзато Дзинъан (1901-1945) и Миядзато Кодзи были учениками Мияги, тогда как все остальные члены группы представляли Сюритэ. Старшим по возрасту среди последователей традиции Сюритэ являлся ученик Итосу Анко Токуда Амбун (1886-1945).
Как утверждает Нагаминэ Сёсин, наибольшая ответственность по созданию новых ката была возложена на его плечи и Мияги Тёдзюн. В июне 1941 года группа каратистов заявила о завершении своей работы. По ее итогам были представлены Фукю-гата ити и Фукю-гата ни.
Фукю-гата ити, созданное Нагаминэ Сёсин, позже было взято на вооружение многими школами окинавского каратэ, прежде всего, направлениями группы Сёрин-рю. Эмбусэн Фукю-гата ити повторяет (за мелкими незначительными отличиями) схемы ката Пинъан. Но в Годзю-рю, по большому счету (учитывая значительное количество течений), это ката не прижилось.
Насколько мне известно, в Дзюндокан этот комплекс дается начинающим под названием Сихо-дай ити, да и то не всегда. Чаще всего этот формальный комплекс не изучают вовсе, видимо, считая слишком простым. Говорить о том, что ликвидируется какой-то важный элемент подготовки, действительно не приходится, поскольку умения и навыки, прививаемые практикой оного, можно возместить, отрабатывая любые сходные комбинации, состоящие из одного защитного и нескольких контратакующих действий в движении. Впрочем, окинавцы преуспели в создании подобных простейших вариантов комплексов (которые не носят даже статуса «ката» и не попадают в официальные программы стиля). Так, на европейском гассюку (семинаре/сборах) Дзюндокан в Португалии 1994 года мастера из г. Наха демонстрировали начинающим каратистам три или четыре простейших формальных комплекса, по структуре перемещений напоминающих Сихо-дай ити, но отличающиеся между собой используемыми позициями, высотой нанесения ударов и блоками. Собственно, от одного к другому ката чередовались блоки дзёдан агэ-укэ, тюдан ёко-укэ, тюдан хики-укэ. Все удары были представлены ои-дзуки и гяку-дзуки, выполняемые кулаком либо основанием ладони (сётэй). И все.
Гэкисай-дай ити и Гэкисай-дай ни. Сравнение.
а) различия в технике.
Обратимся на некоторое время к технике ката Гэкисай стиля Годзю-рю и рассмотрим их место в общей структуре направления. Они представляют собой жёсткую «сцепку», предназначенные для успешной подготовки учеников к освоению более сложных ката). Сравнивая Гэкисай-дай ити и Гэкисай-дай ни, мы видим явную попытку Мияги создать для начинающих систему, в которой одно ката сменяется другим, отличающимся несколько иным характером выполнения движений. Стоит обратить внимание на то, что второй комплекс – явно «усложненный» вариант первого, как бы логическое развитие Гэкисай-дай ити.
Ката группы Гэкисай представляют собой два схожих комплекса с практически идентичными эмбусэн. Усложнения, отличающие Гэкисай-II от Гэкисай-I, как мы видим, незначительны. Тем не менее, вводятся довольно сложные элементы.

Одна из самых важных отличительных черт ката Гэкисай – это возможность выполнения ката от начала и до конца вместе с партнером: тогда как выполняющий ката человек все действия «раскладывает» в одну прямую «дорожку», его партнер подстраивается и выполняет комплекс заранее известных движений, выступает в роли «материализовавшегося воображаемого противника». Каждая защита укэтэ обусловлена определенным действием сэмэтэ, также и все контратаки укэтэ парируются «нападающим», за исключением двух финальных приемов. Подобные парные упражнения носят названия «Гэкисай (дай ити / дай ни) рэндзоку бункай» или «Цудзукэтэ Гэкисай (дай ити / дай ни) бункай». Как, я надеюсь, ясно из названий, комбинированный анализ применяется для обоих Гэкисай. Эти парные комплексы, как поведал мне представитель Дзюндокан Кёкай в Великобритании Боб Ганибалл, были созданы уже после Второй Мировой учениками Мияги Тёдзюн. Об этом ему поведал Миядзато Эйити.
Попытки продолжить работу по модификации и развитию начального этапа обучения и создания простейших ката предпринимались после смерти мастера Мияги Тёдзюн некоторыми его учениками. Точно определить, когда еще учебные ката появлялись в тех или иных течениях Годзю-рю, сложно. С уверенностью можно лишь говорить о том, что первыми за это взялись Тогути Сэйкити и Ямагути Гогэн. В середине 70-ых годов учебные ката создал также Яги Мэйтоку. Видимо, в это же время или чуть позже (принимая во внимание молодость) этим же занялся Тэнэн Тэруо. Об остальных информации нет.

а) Тогда как большинство специалистов Годзю-рю второй половины ХХ века остались безучастными, продолжил труд мастера Тогути Сэйкити (1917-1998). В Сёрэйкан присутствуют ката Фукю-гата ити и Фукю-гата ни. Но они не такие как в Jundokan-International (см. ниже) или Мацубаси-рю. Простейшие формальные комплексы Сёрэйкан представляют собой упрощенные варианты Гэкисай-дай ити. В обоих Фукю-гата присутствуют те же позиции и технические действия, однако отсутствует маэ-гэри. Тогути не только создал не только подводящие к качественному усвоению Гэкисай-I и Гэкисай-II простейшие формальные комплексы Фукю, но последующие более сложные Гэкисай-дай сан (некоторые его ученики утверждают, будто придумал третье ката группы Гэкисай сам Мияги, а Тогути, якобы, только подхватил и развил идею основателя Годзю-рю), пары Гэкиха и Какуха. Если говорить о той группе ката, которую сам Тогути называл Фукю, то в неё входили 10 ката. Это были собственно Фукю-гата (ити и ни), Гэкисай (ити и ни), Гэкиха (ити и ни), Какуха (ити и ни), а также не упоминавшееся нами Хакуцуру-но маи («Танец белого журавля»). Непонятно, правда, почему последнее было причислено Тогути Сэйкити к выше означенному списку, так как оно отражает видение мастером Тогути техники стиля Журавля – техники высокого уровня.
Накасонэ Кинъэй, один из ведущих последователей Тогути на Окинаве и основатель Сэйбукай, указывает на то, что все ката группы Фукю делятся на три части. Первая – в нее входят Фукю и Гэкисай – низший уровень. О том, что они собой представляют, мы уже говорили. Следующая часть чуть сложнее – в нее входят ката Гэкиха. По сути, это усложненные ката Гэкисай. Третья часть этой группы – ката Какуха (ити и ни) – представляют собой собранные из «классических» (корю) ката приемы. Какуха подводит к усвоению Сайфа, Сэйэнтин, Сисотин, Сэйсан и других.

б) Иную попытку провести «дробление» системы предпринял Ямагути Гогэн (1909-1989). Возможно, именно его «оторванность» от Окинавы и наличие поблизости активно развивавшихся в середине ХХ века в метрополии таких школ каратэ как Сётокан и Вадо-рю, стали причинами создания ряда ученических ката. Даже их названия совпадают с простейшими «формами» Сётокан – Тайкёку, то есть «Великий предел». Только вот за основу различий введены не номера ката (например, «дай ити», что означает «номер один» или «сёдан», что переводится на русский как «первая ступень»), а отличительные черты комплекса. Номера ката присутствуют, но отражают, фактически, только минимальную модификацию. Так, в Тайкёку дзёдан ити в сантин-дати выполняется и блок агэ-укэ, и контратака ои-дзуки. В Тайкёку дзёдан ни сантин-дати при выполнении ои-дзуки заменяется на дзэнкуцу-дати.
Так, первым идет Тайкёку дзёдан, за ним следуют Тайкёку тюдан, Тайкёку гэдан, Тайкёку какэ-укэ, а завершает серию «Великий предел» два формальных комплекса Тайкёку маваси-укэ. Итак, как можно догадаться из названия комплексов, в первом представлены прямолинейные атаки кулаком в верхний уровень и защита головы, во втором и третьем случае – соответственно защита среднего уровня с тюдан-укэ и атаки нижнего уровня с гэдан-укэ. Три этих ката удивительно напоминают ката Тайкёку (сёдан, нидан, сандан, ёндан, годан) стиля Сётокан. И по своей схеме, и по характеру выполнения: за каждым блоком, выполняемым шагом вперед, следует ои-дзуки. Что это – плагиат или творческая переработка наследия предшественников?
В Тайкёку какэ-укэ особое внимание уделяется какэ-укэ (или хики-укэ в окинавской традиции) и позиция нэкоаси-дати. В этом ката также добавляются маэ-гэри и маэ-хидзи-атэ (удар локтем вперед). В Тайкёку маваси-укэ представлены маваси-укэ (тора-гути), агэ-дзуки, а также комбинация из хидзи-атэ (удара локтем), уракэн-ути и гэдан тэтцуи-ути.

в) Название «Фукю-гата», множество раз упоминавшееся выше, зачастую вводит в заблуждение даже знатоков Годзю-рю. Так, в Мэйбукан (Мэйбукан – «Дворец чистого воинского [искусства]») Годзю-рю два ката, носящие это название, отличаются от всех иных. Их в 1973 или 1974 году создал Яги Мэйтоку (1912-2001?). С некоторого времени они входят в группу ката под названием «Мэйбукэн» («Кулак чистого воинского [искусства]»), которые преподаются параллельно с основными классическими ката Годзю-рю. Карл Вилер, официальный представитель Мэйбукай в Канаде, пишет в своем совместном с Яги Мэйтэцу (род. в 1949 году) и Броком Викерсоном труде «Окинава Годзюрю Каратэдо Мэйбукан»: «Очень редко случается в нынешнюю эпоху, чтобы мастер каратэдо взялся разработать новое ката. Каратэдо – очень мощная часть окинавской культуры. Дабы помочь этой культуре продолжать развиваться, к дай-сэнсэй (букв. «большой учитель»; так называют своего верховного наставника каратисты Мэйбукан) с просьбой создать новые ката обратились представители администрации Окинавы. В жилах семьи Яги течет кровь тех самых китайцев, которые в составе «36 семей» поселились в Кумэ много лет назад [Колония китайских подданных, перебравшихся на Окинаву в XIV веке. Считается, что именно они принесли сюда воинские искусства. – П.Д.]. Додзё дай-сэнсэя и поныне располагается в Кумэ. Существует легенда, будто каратэка, родившийся в Кумэ, обладает экстраординарным боевым духом. Ката его [Интересный ход! Вслед за тем, как рассказать о подразумеваемом необычном боевом таланте некоего обезличенного каратэки, авторы книги перескакивают на личность Яги Мэйтоку. Обзавидуется любой профессиональный пиарщик! – П.Д.] можно расценивать как отдельный от Годзю-рю «организм»».
Как видим, представители Мэйбукан заявляют, что ката Мэйбукэн – нечто отличное от Годзю-рю. Однако создавались первые ученические комплексы Фукю-гата ити и Фукю-гата ни как вспомогательные, «вводные» для освоения более сложной техники Годзю-рю. Однако позже Яги посетила идея создать еще ряд ката, решительно отличающихся техникой исполнения. Представители Мэйбукан считают, что группа новых ката – а с некоторого времени и Фукю-гата (они также называются Тэнти, см. ниже) - тяготеет к технике китайского ушу. С этим Яги перечисляет ряд типичных для Мэйбукэн черт: 1. Рук при открытии ката (в позиции ёи-но сисэй) располагаются на уровне тюдан, а не гэдан, как в Годзю, 2. Позиция ног при окончании ката – хэйко-дати, а не мусуби-дати, 3. Кулак расположен вертикально как в позиции подготовки удара, и в финальной фазе приема, 4. В Мэйбукэн несколько по-иному выполняется также защита какэ-укэ (блок зацепом).
Интересно, что изначально созданные как ученические ката Фукю-гата I и II, они шли перед Гэкисай, однако теперь в программе Мэйбукан изучаются параллельно с ними. Кстати, первое и второе Фукю могут выполняться «друг против друга» как взаимосвязанные парные комплексы. Их, кстати, реформировали в единый комплекс под названием Тэнти («Небо и земля»). По сути, Тэнти = Фукю-гата ити + Фукю-гата ни. Эта несложная арифметика определяется тем, что движения первого ката Фукю можно «наложить» на движения Фукю-II. Кстати, в Мэйбукан Годзю-рю существует ряд простейших комбинаций приёмов, носящих название Тайкёку, но не считающихся «полноценными» ката, а посему не попадающих в официальные программы организаций.

г) Тинэн Тэруо (род. 1940), ученик Миядзато Эйити (1922-1997) и основатель прочной международной организации Jundokan-International, осевший в Штатах, пошел немного дальше своих окинавских коллег-однокашников. Он пересмотрел технику «подводящих» формальных комплексов, их названия. Первым ката в системе обучения Jundokan-International (памятуя о том, что существуют «старинные», «классические» ката, условно назовем его одним из «нетрадиционных») стоит Фукю-гата ити. Однако это не то же самое, что и Сихо-дай ити или Фукю-гата ити Мацубаяси-рю. Выполняемое почти без перемещений, данное ката мастера Тинэн, оно включает разнообразные защиты и удары руками. Предположу, что создание данного комплекса было обусловлено подходом выходца с Окинавы к преподаванию каратэ в США. Тогда как окинавцы с каждым новым этапом обучения (если верно считать переход от одного цветного пояса к другому) добавляют в подготовку немного новых вариантов технических действий, Тинэн «свалил в кучу» практически все действия руками и начинает преподавать это ученикам.
Этому есть следующее объяснение. Человек, приходя в секцию каратэ, ожидает какого-то постоянного действия, но не отдает себе отчета в том, что важнейшая основа успеха в поединке – умение перемещаться. Он жаждет размахиваний руками и ногами. Способы перемещения в «классических» позициях ему непонятны. Новичку важно найти подкрепление своим стереотипам, и система, предложенная мастером Тинэн, позволяет в некоторой степени ответить чаяниям неофита. А далее, когда новичок вдоволь «намахался» руками и прижился в группе, учитель может начать убеждать его в необходимости изучать следующий комплекс – Фукую-гата ни (вот это Фукю-гата ни – то же самое, что в нахасском додзё Дзюндокан носит название Сихо-дай ити). Фукю-гата сан – следующий этап освоения простейшей базовой техники в перемещении. По сути, это модифицированное предыдущее ката. Схема перемещений та же, отличие одно – после каждого защитного действия перед ударом рукой, а также между цуки в сериях, выполняется удар ногой на среднем уровне - тюдан маэ-гэри.

д) Еще одно течение окинавского Годзю-рю – Кэнсикай, возглавляемое Хокама Тэцухиро, одним из учеников Фукути Сэйко, который, в свою очередь, занимался у Хига Сэйко, использует в процессе обучения ката под названием Кёдзай. Это ката в трех своих первых «дорожках» полностью повторяет ката Сихо-дай ити (Фукю-гата ити Мацубаяси-рю), а вторая часть состоит из нескольких приемов, в том числе непривычных для Годзю-рю сюто-укэ*, гяку-дзуки из положения стоя на одном колене. Для Годзю-рю необычны и некоторые комбинации. Первая - сото ёко-укэ рукой, расположенной сзади, маэ-гэри и тюдан гяку-дзуки. Еще один пример – одновременный удар ногой в сторону с одновременным ударом сюто-ути с последующим ударом локтем. Эти технические действия, как можно заметить, заимствованы из Пинъан-нидан и Пинъан-ёндан. В частном общении один из учеников Хокама в США Джордж Янасэ подтвердил, что мастер, большой любитель истории воинских искусств Окинавы, старался создать одно из учебных ката, в которое вошли бы также приемы Сёрин-рю.

Павел Долгачев

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.