8-07-2013, 20:39 | Просмотров: 1 937; ---
Годзю-рю > Практика > Ката
КАТА САЙФА в исполнении Вакай Ацуко

Ката Сайфа – один из действительно уникальных формальных комплексов стиля Годзю-рю. Он интересен как набором и компоновкой приёмов, так и контекстом их применения.

Сайфа: ката стиля Годзю-рю в исполнении чемпионки мира

Автор: Павел Долгачев

Ката Сайфа - одно из двух ката группы ситэйгата (обязательных форм) стиля Годзю-рю, которые можно выполнять по правилам Всемирной Федерации Каратэ (второе ката – Сепай). В данном случае ката Сайфа демонстрирует трёхкратная чемпионка мира по версии Всемирной Федерации (1998, 2000 и 2002 годов), многократная победительница Азиатских Игр, многократная чемпионка Японии, Вакай Ацуко.

Данная версия ката создавалась с целью унификации техники Годзю-рю при подготовке к выступлениям на соревнованиях. Техника JKF Годзю-кай (Федерации Годзю-кай в составе Всеяпонской Федерации Каратэдо), которая демонстрируется сейчас, несколько отлична от техники IOGKF, Дзюндокан или Мэйбукан, но в целом отражает все основные идеи стиля.

• За объявлением названия ката следует рицурэй (поклон).
Ладони рук медленно выходят в положение “ёй” - руки чуть согнуты, левая ладонь накрывает правую.


Следующий вариант используется не во всех школах Годзю (обязательно для представителей JKF Годзю-кай). Боец, сжимая кулаки, переходит в позицию хэйко-дати (ноги на ширине плеч, стопы параллельно).


Правой ногой боец вышагивает по диагонали вперёд, принимая дзэнкуцу-дати и подводя кисти рук к правому боку. Важно развернуть бёдра вперёд по часовой стрелке. При этом правая кисть сжимается в кулак, а левая обхватывает его. И обхватывает так, чтобы большой палец левой руки попал в углубление между большим и указательным пальцем левой. Мизинец должен попасть в углубление между мизинцем и основанием кулака другой руки (это положение называется таэкэн).
Затем левая нога подтягивается к правой в мусуби-дати, боец поворачивается на правой и смотрит в сторону в направлении перпендикулярном направлению взгляда в амом начале движения.


Мощным движением (в нём задействован короткий, но резкий поворот таза с возвратным движением) руки переводятся на левый бок.



В Годзю-кай Ямагути или Мэйбукан, например, руки движутся по дуге, не касаясь корпуса. У мастера Хигаонны Морио, наоборот, требуется вести руки впритирку к телу.
Боец поворачивает голову вправо, отшагивает назад левой ногой в сико-дати, одновременно выполняя левой рукой сётэй-отоси-укэ (“давящий” блок основанием ладони вниз), а правой уракэн-ути в сторону/вперёд. Рука движется вперёд и назад. Как и все другие варианты уракэн-ути, этот необходимо выполнять за счёт чёткого движения локтя сверху вниз и хлёсткого удара, выполняемого за счёт гибкости запястья .


Те же технические действия, что и в предыдущей комбинации, но в зеркальном отображении.


Те же технические действия, что и в первой комбинации.
Далее левая нога движется влево, в направлении, перпендикулярном направлению взгляда в самом начале ката, вторая нога тут же подтягивается за ней. При этом сначала руки выполняют: правая – отоси-сётэй-барай (блок вниз основанием ладони – он выполняется по той же траектории, что и гэдан-барай), левая – сукуй-укэ (“блок подхватом”, по траектории близкий к хики-укэ) (он еще называется кайсё-какэ-укэ – “цепляющий блок открытой ладонью”). В конечном положении правая рука ладонью обращена вниз, а левая – вверх. Незамедлительно правым коленом наносится хидза-гэри (удар коленом).



Носок оттянут. Многие мастера рекомендуют для лучшего равновесия приседать на опорной ноге. При этом взгляд направлен вправо. Существуют разночтения в “классических” вариантах исполнения хидза-гэри. Мастера рекомендуют разную высоту подъёма колена и скорость нанесения удара – от медленного до быстрого без паузы (в Сёдокан, например, вообще нет хидза-гэри – бойцы наносят маэ-гэри). Очевидно одно – начинающему стоит пробовать первые месяцы выполнять удар медленно, с напряжением, позже быстро.
После хидза-гэри выполняется тсюдан-маэ-гэри. Для правильного выполнения важно, чтобы перед маэ-гэри успеть сформировать стопу – подошва стопы в момент перед ударом должна быть параллельна полу.



Голова поворачивается вперёд. Это вариант, утвержденный JKF Годзю-кай и правилами WKF. В Дзюндокан Годзю-рю, версии Хигаонны, некоторых других версиях, при маэ-гэри боец, выполняющий ката, продолжает смотреть в сторону.
Правая нога опускается на пол и скользит вправо, левая её “догоняет”. Повторяется та же связка, что и предыдущая, но в зеркальном отображении. Теперь левая рука делает блок вниз, правая вверх, а хидза-гэри наносится левым коленом. Взгляд направлен влево. Завершается связка маэ-гэри. Важно также не опускать колено при маэ-гэри, поскольку у многих это занимает много времени. Вы должны стремиться выполнять связку хидза-гэри/маэ-гэри чётко, быстро и без малейшей потери равновесия.



• Левая нога ставится назад, боец принимает правостороннюю позицию дзэнкуцу-дати. Кулаки при этом идут назад к бокам, но развёрнуты тыльными сторонами вверх.



После этого сразу же наносится мощный удар хэйко-цуки (“параллельный удар”, то есть двойной удар, когда руки параллельны друг другу).



Кулаки в конечной фазе должны располагаться чуть выше плеч и расстояние между ними должно составлять ширину плеч.
После хэйко-цуки (хэйко-цукикоми) сразу же правой рукой наносится тэцуи-ути (кэнцуи-ути) в левую ладонь.



С ударом не стоит торопиться: качественно выполненный тэцуи-ути – такой, при котором руки расслаблены. В некоторых школах Годзю принято наклоняться при выполнении этого приёма, поскольку расшифровка представляет собой атаку противника по ушам в тот момент, когда он пытается “пройти в ноги”. Наклон можно выполнять только в том случае, если вы не сутулитесь и не теряете возможность полного напряжения тандэн.
Правая нога смещается влево на расстояние, равное двукратному расстоянию ширины плеч, боец разворачивается на 180 градусов, выполняя левой обеими руками сметающий блок, подобный хики-укэ, но осуществляется он без фиксации. Кулаки тут же подтягиваются к бокам, и наносится хэйко-цуки, а за ним и тэцуи-ути.



В последнем приёме теперь уже левый кулак бьёт в правую ладонь.
Как и в ката Гэкисай, правой ногой выполняется имитация аси-барай с последующим фумикоми, ударом стопой в пол. Боец, таким образом, принимает хэйко или хатидзи-дати, нанося удар основанием правого кулака сверху (тэцуи-ути).


Затем ладонь этого кулака разжимается, боец имитирует захват за волосы или одежду, и, притягивая воображаемого противника к себе – какэтэ - (рука движется назад за спину), наносит левой рукой ура-цуки (короткий удар) в корпус.


Кулак левой руки при ударе не вращается. На это движение (в некоторых школах на тэцуи-ути) выполняется кэнсэй (киай).
Теперь уже левой рукой выполняется имитация аси-барай, тэцуи-ути сверху, захват и ура-цуки. На этом ударе выполняется второй кэнсэй.



Правая нога выполняет шаг вперёд, боец принимает правостороннюю позицию хан-дзэнкуцу-дати или хэйко-сантсин-дати, поворачивая кулаки у левого бока и нанося левой рукой тсюдан-гяку-дзуки на уровне шеи (в расшифровке атакуется горло противника).

• Теперь необходимо сделать шаг вперёд левой ногой (правая подтягивается за ней), развернуться по часовой стрелке, принять правостороннюю позицию нэко-аси-дати, приготовиться и нанести правой рукой хайто-ути (или ура-сюто-ути) (левая рука при этом может выполнять блок типа ёко-укэ, но с открытой ладонью). Между ладонями должно сохраняться расстояние, равное ширине кулака.
Правая рука выполняет дзёдан хайсю-маваси-осаэ-укэ - “давящий круговой блок тыльной стороной ладони”, то есть одна из частей тора-гути – как показано на рисунке,

или обе руки выполняют тора-гути. Это движение, а также следующая за ним комбинация из двух ударов основаниями ладоней, выполняется медленно, с мутсими.

Боец завершает ката, подтягивая правую ногу назад в мусуби или хэйко-дати, принимая позицию ёй .
Автор: Павел Долгачев

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.