2-07-2013, 00:00 | Просмотров: 17 907; Техника
Ка́та (яп. 型 или 形) — формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. По сути, является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств. Аналогично таолу в ушу и пхумсэ в тхэквондо. В большинстве школ современного карате в определение ката дополнительно внесено понятие ката как эталонного образца техники карате для подражания и изучения.
Ката (型) – «форма», последовательность движений защиты, контратаки, характерных для стиля Каратэ, связанных передвижениями, характерными для стиля. Ката имитирует поединок с одним или несколькими противниками. В каждом стиле существует свой набор Ката.
Ударные техники, бросковые техники, техники защиты и освобождения от захватов, техники удушения и болевых заломов, все заключены в Ката и формируют арсенал того или иного стиля Каратэ. Поэтому Ката называют душой Каратэ.
Принцип изучения боевого искусства на основе ката состоит в том, что повторяя ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением ката. Также считается, что ката обладают медитативным воздействием.
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
Классическое выполнение ката.
• Ката выполняется в строго определенном ритме: после завершения элемента или группы элементов (блоки, удары) следует пауза, во время которой исполнитель фиксируется в конечном положении движения.
• На выполнение каждого ката отводится определенное время.
Ката включает в себя технику защиты (богёвадза), ударов руками (цукивадза) и ногами (керивадза), а также бросковую технику (нагэвадза) и болевые приёмы (гъякувадза). Для освоения ката важна правильная базовая техника (кихон). В противном случае, умелое выполнение ката невозможно. Нужно правильно понимать смысл техники, собранной в ката (бункай кумитэ). Даже запомнив последовательность движений в ката, но не понимая роли каждого движения, правильно выполнить ката невозможно. Ката выполняется поодиночке, но нужно всегда помнить о том, что перед вами находится противник, применяющий приёмы нападения и защиты. Без этого, реального, живого ката не получится. Ката - это не гимнастическое упражнение. Это боевое искусство, в основе которого лежит упорная самооборона. Не следует прикладывать излишнюю силу и делать слишком широкие движения при выполнении ката.
При исполнении ката необходимо: соблюдать правильную последовательность движений, ритм, перемещаться из стойки в стойку при устойчивости центра тяжести, контролировать дыхание, регулировать усилия и др. Раньше одно ката осваивали в течение трёх лет при ежедневных тренировках. Если делать 10 раз в день, то в сумме получается больше 10000 раз. При такой тренировке движения тела становятся естественными. Необходимо совершенно правильно выполнять движения. Многократно повторяя ошибочную технику, усваивается неправильный стереотип. Гораздо быстрее осваивается ката, если делать его по 10-20 раз правильно, чем 100-200 раз неправильно. Издавна существует выражение - Дзирииттай. Очень важно теоретически поняв как нужно делать правильно, закрепить технику практически. Именно через теоретические и практические занятия осваивается правильное каратэдо.
1). Гэкисай-дайити (яп. 撃砕第- Gekisaidai-ichi).
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
Название ката "Геки Сай Дай Ичи" можно перевести как "Атаковать и разрушать", «Атака и разрушение».«Ударом разбить вдребезги» («Ударить и разбить вдребезги», «Напасть и разбить вдребезги»). Первое ката. Оно также содержит иероглифы, которые можно найти в названии ката "Сайфа". Ката было разработана Тёдзюном Мияги в 1940 году, как вид физических упражнений для детей средней школы, и должно было способствовать популяризации Годзю-рю среди населения Окинавы, на основе основных ката, преподаваемых в стенах школы Годзю-рю. В дальнейшем был разработан бункай (расшифровка и применение техники ката в поединке), а также техника исполнения ката в паре - "Рэндзоку Геки Сай Дай". С 1948 году, после Второй мировой войны, Сэнсей Мияги ввел это ката и разработанное позже ката "Геки Сай Дай Ни", в состав ката стиля Годзю-рю и преподавал на начальном этапе. До этого времени, только ката Сантин преподавалось на начальном этапе. Но ката Сантин требовало качеств, которыми не обладали дети школьного возраста, а ката Геки Сай Дай Ичи было достаточно динамично и легко училось, а также формировало в детях нужную физическую кондицию и такие качества как: внимание, терпение и так далее.
2). Гэкисай-дайни (яп. 撃砕第- Gekisaidai-ni).
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
"Атаковать и разрушать". «Атака и разрушение». «Ударом разбить вдребезги» («Ударить и разбить вдребезги», «Напасть и разбить вдребезги»). Второе ката. Ката "Геки Сай Дай Ни" было разрабатано позже, чем "Геки Сай Дай Ичи" и в которое было включена работа рук с открытой ладонью, движения которых встречается в таких ката как Сисотин (Шисочин), Супаринпей, Сансэру. Сроки формирования ката "Геки Сай Дай Ни" в каждом источнике разные, но известно что Сенсей Чуджун Мияги закончил оформлять ката серии "Геки Сай Дай" к концу 1941 года. В дальнейшем шла работа на методикой обучения этим ката и сопутствующей им технике (бункай, рэндзоку), которая окончательно сформировалась в 1948 году.
3). Сайфа (яп. 砕破 - Saifa).
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
Название ката "Сайфа" (кит. Сайфува) можно перевести как "Разрывать и пробивать насквозь", «Разрывать на куски и пробивать насквозь»... «Вести бой, сковывая противника захватами». Ката "Сайфа" классифицируется как первое ката, в школе Годзю-рю, класса мастерских (кайсюгата), в отличии от фукуй-ката(фукюгата) - ученическим ката, к которым относятся: Гекисай-дай-ичи и Гекисай-дай-ни, Фукуй ката Ичи, Фукуй Ката Ни, Фукуй Ката Сан. Родина этого ката, как и других ката Годзю-рю, южные провинции Китая, в частности провинция Фучжоу. Корни этого ката находятся в китайском стиле ушу «Способ кулака льва».
- Это ката привез на Окинаву и обучил своих учеников Канрио Хиггаона сенсей , основатель направления "Наха-тэ", это ката он выучил в Китае, в период своего прибывания, а точнее 1863-1881 года, под руководством Ru Ru Ko (Се Чжун Сян по-китайски).
4). Сэйюнтин (яп. 制引戦 - Seiyunchin).
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
Ката Сейюнчин было привезено Сенсеем Канрио Хигасионна из провинции южного Китая Фуцзянь, области Фучжоу.
Это ката принадлежит стилю южно-китайского ушу "Белый Журавль". Исторически сложилось, что написание и произношение этого ката в разных школах по разному (хотя источник был один). Причиной этому была и цинга, которой переболел Сенсей Канрио Хигасионна, после нее он не мог полноценно произносить слова, из-за отсутствия зубов. Перевод названия "Сейюнчин" звучит как "Атаковать на расстоянии", «Толкать, тянуть, контролировать», «Спокойствие в бурю».«Вести бой, сковывая противника захватами» (сэй – «контролировать», ин (у Хигаонны юн) - «тянуть к себе», «притягивать»). Ката "Сейюнчин" является вторым ката раздела кайсюгата (* раздел мастерских ката). Ката "Сейюнчин" выделяется сложной схемой перемещения образующим шестилучевую звезду.
5). Сисотин (яп. 四向戦 сисо:тин - Shisochin). Название ката Шисочин можно перевести как "Четыре ворот(входа)", "Бой на четыре стороны", "Четыре сражающихся монаха" или "Тигр пробивается через чащу", «Борьба обезьян».«Вести бой в четырех направлениях». Одно из назначений этого ката проработать во время исполнения ката Шисочин, четыре первоэлемента (Дерево, Металл, Вода, Огонь), человек в этой концепции представляет стихию Земли.
6). Сансэйру (яп. 三十六手 – Sanseru). Сансеру - Название ката Сансеру переводиться как "36",«Тридцать шесть приемов» (букв. «Тридцать шесть рук», но «рука» и в японских, и в китайских текстах по боевым искусствам означает «прием») «Шестьдесят рук» - это сакральная нумерология из буддисткой традиции. Различные числа связаны с разными человеческими добродетелями и пороками, которые человек, упражняясь в ката, должен либо победить (имеются ввиду пороки) и взростить лучшие качества (добродетель) в себе. Также считается что это ката учит системному методу понимания групп жизненно важных точек акупунктуры. Это ката Тюджун Мияги (Чуджун Мияги) изучал под руководством своего наставника Рю Рю Ко, в Фучжоу(Китай). Ката Сансеру встречается в таких китайских стилях УШУ: Журавль, Тигр, Собака.
7). Сэйпай (яп. 十八手 - Seipai ).
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
Ката Сепаи переводиться как "18", «Восемнадцать рук». Это название имеет корни в буддисткой традиции. "Когда 6 аспектов Кон (kon) (глаз, ухо, нос, язык, тело и дух) и 6 аспектов Дзин (jin) (цвет, звук, запах, вкус, прикосновение и справедливость) взаимодействуют с 3 мирскими состояниями - добра, зла и умиротворенности - они становятся 18 грехами." Также название ката Сепаи переводиться как "18 стражников короля". Ката Сепаи встречается в монашеских стилях УШУ.
8). Курурунфа (яп. 久留頓破 - Kururunfa). Ката Курурунфа переводиться как "Освободившись - атаковать". "Долго выжидать и внезапно ударить",«Долго стоять на месте, а потом внезапно разрушить», свободный перевод - "затишье перед бурей" или "держаться за почву", Выждать и внезапно атаковать», «Семьдесят или остановиться посередине». "Куру" (по-китайски Цзю-Лю) означает приблизительно "оставаться", "выжидать" или "ждать". "Рун" ("Дун" по-китайски) в китайской калиграфии означает паузу или замедление перед движением пера с нажатием, перед "освобождением". Ката Курурунфа. Более ярко отображает принцип Го - "Твердое" и Дзю - "Мягкое", на основе которого и была создана школа окинавского карате Годзю Рю. Быстрые, резкие переходы сочетаются с тяжелыми, "липкими" движениями. В других ката Годзю Рю, основной упор делается на ударную технику, в этом же ката основной акцент сделан на отработку бросков, контрзахватом защиты от захватов. Другими словами это ката рассчитано на поединок, который проходит на близкой дистанции.
9). Сэйсан (яп. 十三手 - Seisan). Ката Сейсан (Хангецу)переводиться как "13", «Тридцать рук». «Тринадцать приемов» (букв. «Тринадцать рук»). Число "13" на Востоке имеет обратное значение, чем на Западе - это число счастья и здоровья. В контексте карате это ката имело различную расшифровку: "13 способов атак", "13 способов шагов", но большинство переводит как "13 методов" , в которые входят и 13 видов, атаки, шагов и так далее. Ката Сейсан считается старейшим ката не только Годзю-рю, но Окинавского каратэ в целом. Считается что это ката является составляющей стиля Ушу "Белого Журавля", южной провинции Фуцзянь, однако подобная техника встречается и в других стилях китайского Ушу. Ката Сейсан является составляющей многих школ окинавского и японского каратэ: # Чито-рю # Годзю-рю # Иссин-рю # Сейдокан # Сито-рю # Шорин-рю # Сериндзи-рю # Шотокан # Уэти-рю и другие . Но по сравнению с Годзю Рю, это ката в других школах длиннее и сложнее.
10). Супаримпей (яп. 壱百零八 су:па:римпэй - Suparimpei).
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
- Супаринпей - Дословный перевод Ката Супаринпей(Пичурин)-"108",«Сто восемь приемов» (букв. «Сто восемь рук»). «Последние сто восемь рук» (Ката – молитва, высшее ката каратэ). Это символическое число в буддизме, которое обозначает 108 грехов, пороков человека. По буддисткой традиции, на восточный Новый год колокол бьет 108 раз, дабы отогнать зло от людей. Ката Супаринпей (Пичурин), на первый взгляд, обманчива проста в исполнении, но сочитание переходов и изменения ритмов, оно превзошло все остальные ката. - Ката Супаринпей (Пичурин) пришло из южного Китая из стилей: Дракона, Тигра, а также из стилей у-шу, которые практиковали буддистские монахи.
11). Большое значение уделяется ката Сантин.
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
В каратэ Годзю-рю имеется два варианта этого ката: Сантин (Тёдзюн Мияги) (или Сантин-дайити) (яп. 三戦 - Sanchin ). Сантин (Канрио Хигаонна) (или Сантин-дайни). Сантин Названия, перевод и значение ката и бункай в Годзю-рю. САНТИН - "Три схватки", «Три битвы», «Три фразы». Энергетическая ката c жестким дыханием и напряжением всех мышц в момент выдоха. Есть второй вариант данной ката, более длинный - на девять шагов вперед с разворотом на 180 градусов после каждого третьего шага, и три шага назад.Но в свое время Т.Мияги "упростил" его до трех шагов вперед и столько же назад. А изначально, во время Канрё Хигаонны, ката "Сантин" выполнялась с открытыми ладонями. Сантин представляет собой ката, которая в отличие от остальных, за исключением Тэнсё, выполняется не с боевой скоростью, а в относительно медленном темпе, с постоянным напряжением всех мышц. Все движения сопровождаются глубоким дыханием. Выполнение ката Сантин способствует развитию физической силы и контролю дыхания.
12). Тэнсё (яп. 転掌 тэнсё – Tensho).
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
Тенсё. - ТЕНСЁ - "Шесть рук жизненной энергии" или "Вращающаяся кисть", «Рука дракона», «Поочередные захваты». «Вращающиеся ладони», «Вращение ладонями». Ката также энергетическая, создана на основе китайского варианта "Роккисю". В данной ката много движений руками, характерных для стиля "Белый журавль". Дыхание более мягкое, чем в "Сантин", и движения руками более округлые, в основном открытой ладонью. Особо стоит отметить, что ката "Сантин" и "Тенсё" мастер Миаги называл "основой Годзю-рю". Как и Сантин, ката Тэнсё выполняется в относительно медленном темпе, с постоянным напряжением мышц всего тела и с использованием глубокого дыхания. Выполнение ката Тэнсё способствует развитию физической силы, выносливости и контролю дыхания.

БУНКАЙ Все движения ката можно применять в парном варианте (т.е. с партнером). Для этого в тренировочном процессе по программе Годзю-рю есть "бункай - дзюцу", т.е. расшифровка ката.
- КИХОН - БУНКАЙ - учебные расшифровки. Элементарные "блок - удар" или "захват, перехват атаки - удар"
- ОЁ - БУНКАЙ - расшифровка тех же движений, но в более свободной манере ведения поединка.
- ГОКУИ-БУНКАЙ - свободное применение т.н. "секретных приемов" в реальной ситуации, выполнение элементов ката так, как они бы применялись в жизненной (экстремальной) ситуации, т.е. с максимальным поражением противника. Как правило, после должного изучения ката идет наработка элементов "кихон - бункай", после чего можно переходить к более сложным расшифровкам. В основном тренировочный процесс в Годзю-рю строится на изучении и "шлифовке" ката и бункай школы.

Документально подтверждено, что Окинава каратэ-это основанно на Южных школах китайского бокса. В современном Годзю-Рю считается, что первоначально годзю-рю -на основе Фуцзянь бокса, основатель Чжун Сян (AKA Ru Ru Ko). Многие Годзю-Рю стилисты хотелось бы думать, что их системы, как подлинной, так и традиционным способом передавались из-ру-ру ко к Хигасионне Канре и, наконец, Мияги Тедзюну, но последние данные говорят об обратном. Годзю-Рю Мияги Тедзюна - личная интерпретация его наставления от Хигаонны Канре в сочетании с его собственными исследованиями.

Мияги Тедзюн провел большую часть своей жизненной энергии и его значительный семейное счастье посвящена изучению боевых искусств. В ходе своего исследования он пришел в контакт с такими боевых традиций Фуцзянь как белый журавль, тигр, монах кулак бокс (Лохань цюань)и, вполне возможно, пять предков кулака (Tokashiki 1991; Kinjo 1999). Эти различные стили отражение в ката Годзю-Рю. Нескольким практикующим стиль известны эти факты или мало заинтересованы в Годзю-Рю развитии. Все ката в каратэ Окинавы-не по существу одинаковы; удары, блоки, удары, захваты, контроли, броски и болевые приемы ... Но то, что делает каждое ката уникальным является ее использование механики тела (позы), использование энергии (дыхание) и проекции (ki или ци).

Годзю-Рю есть только двенадцать основных ката в учебный план: Gekisai (dai-ichi и дай ni), Saifa, Seiyunchin, Seisan, Saipai, Shisochin, Sanseiru, Kururunfa, Санчин, Тэншо, и Suparenpai (Пичурин). Студенты в большинстве школ должны знать все эти ката до достижения третьего дана.
РОМАНОВСКИЙ Д.Е.

Кихон Ката: Санчин

Хэйшу Ката: Тэнсё

Кайшу Ката:

Гекисай Дай-Ичи
Гекисай Дай-Ни
Сайфа
Сисочин
Сэсан
Сансэру
Сэйэнчин
Сэпай
Курурунфа
Супаримпэ

В системе Годзю-Рю изучается двенадцать Ката, которые можно разделить на открытые (Кайшу Ката) и закрытые (Хэйшу Ката), Санчин еще называют Кихон Ката, подчеркивая тем самым его особое положение, многие Ката основаны на Санчин. Так же в программу Годзю могут входить Фукю Ката.
Открытые Ката, служат для запоминания комплексов и приемов защиты и контратаки, тренировки тела. Многократное повторение Ката, со своевременными корректировками инструктора позволяют отточить правильность движений, характерных для стиля.

Закрытые Ката - исполняют с особым контролем дыхания, полным контролем всего тела, полным сосредоточением внимания. Помимо этого, они, вопреки распространенному мнению, не являются только медитацией в движении, они так же заключают в себе прикладные приемы самообороны.

История Ката расплывчата. Никто не знает наверняка, где и как именно они были разработаны и почему так названы. Тем не менее, приведем известные данные.

Ката Санчин имеет китайские корни, Тэнсё, Гэкисай-Ичи и Гэкисай-Ни были разработаны Мастером Тёдзюном Мияги, эти названия происходят из старого японского языка. Остальные восемь открытых Ката, Сайфа, Сэйюнчин, Сисочин, Сансэру, Сэпай, Курурунфа и Сэсан имеют названия, происходящие из китайского диалекта Фукусю. Но на данный момент ни в провинции Фукусю ни на Тайване, ни в Китае нет таких названий, и самих Ката, что позволяет исследователям выдвигать версию о том, что эти Ката были разработаны мастером Канрё Хигаонна после его путешествий в Китай, в период, когда он не брал учеников.

Названия некоторых Ката взяты из буддизма и обозначают священные для буддистов числа, эти ката: сансэру(36), сэпай(18), сэсан(13), супаримпэ(108). В названиях этих ката присутствует иероглиф 手-Тэ, из-за чего многие ошибочно переводят названия ката, как 36 рук или 18 техник, на самом же деле, иероглиф обозначает лишь то, что произносить названия этих ката следует с китайским звучанием (по другой версии, это старо-окинавское звучание), иначе «сансэру» превратилось бы в «сандзюроку», а «сэпай» в «дзюхачи».

Ката-но-бункаи (型の分解) –«разложение формы», анализ ката.
Изучение Ката неразрывно связано с понятием Бункаи, по сути, это понимание техники, заложенной в действиях ката.

Не имеет смысла изучать ката без понимания того, что в них заключено. Как правило, Ката раскладываются на короткие связки и отрабатываются в паре с партнером.

Существует понятие Кихон-Но-Бункаи, то есть техники, которые по внешнему виду максимально близки к исполнению ката и существуют вариации, каждый мастер со временем находит свои варианты интерпретации того или иного элемента ката.

Можно говорить о том, что человек «освоил» ката только тогда, когда помимо отсутствия ошибок в порядке и исполнении движений, в правильности стоек, каратэка понимает какая техника стоит за каждым элементом исполняемого ката и умеет продемонстрировать эту технику в работе с партнером.

Фукю Ката 普及 型 - «формы для распространения».

Четыре упрощенные формы, созданные Дай Сенсеем Яги Мэйтоку для продвижения и распространения Годзю-Рю, а так же для обучения начинающих учеников

Дзё-Чу-Ге,

Чу-Гери-Ге,

Коукэ-Чу-Гери-Ге,

Гери-Гери-Гери.

Формы подходят для обучения детей и начинающих учеников, так как не содержат сложных элементов и позволяют отрабатывать базовые передвижения, развороты, блоки и контратаки.

Однако, Яги Мэйтоку-сенсей заложил в эти, на первый взгляд, простые ката, куда более глубокий смысл.

Формы Дзё-Чу-Ге, Чу-Гери-Ге и Гери-Гери-Гери пригодны как для одиночного исполнения, так и для работы в паре (Рэндзоку Кумитэ) и работы втроем-вчетвером (Какоми Кумитэ). Кроме того, эти три формы существенно различаются при работе в формате Якусоку Кумитэ, они имеют различную динамику, в них отрабатываются различные навыки, хотя в форме ката они имеют схожий рисунок. Сенаха Шигетоши называет отработку Фукю Ката в виде Якусоку Кумитэ — «Ката-но-Бункаи», то есть, разложение ката или анализ ката.
О Ката в Goju-Ryu Морио Хигаонна
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ

Кацуя Ямаширо сенсей. Введение в Goju Ryu Kata
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ
КАТА КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ





контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.