11-04-2016, 23:31 | Просмотров: 5 976; Соревнования / СМИ / Новости / Годзю-рю / Спорт / Техника / Практика
КАГАВА МАСАО ОБ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КАТА
1. Ката начинается с поклона и поклоном заканчивается (рэй-ни хадзимари рэй-ни овару)

Ката начинается с поклона и поклоном заканчивается. Правильное выполнение поклона выражает состояние (буквально «форму» – катати) сознания человека, стремящегося к постижению будо, и является необходимым условием правильного выполнения ката.

2. Направление взгляда должно быть стабильным (мэсэн-ва антэй-ситу иру)

Взгляд исполнителя ката должен быть всегда направлен прямо вперед, а не вверх и не вниз (за исключением особо оговоренных случаев – А. Г.), чтобы все действия воображаемых противников, атакующих со всех четырех сторон, постоянно попадали в поле его зрения, и чтобы он мог эффективно защищаться и атаковать.

3. Позиции при выполнении ката должны быть правильными (тадасий сисэй-дэ оконау)

Исполнитель ката должен постоянно стремиться к правильному выполнению стоек (татиката) и позиций (сисэй), к стабилизации положения центра масс тела (дзюсин), к тому, чтобы движения перетекали из одного в другое без разрывов.

4. Необходимо выдерживать правильные временные интервалы между отдельными движениями и добиваться правильного сочетания замедлений и ускорений (ма-о цукури кан-кю-о энсюцу)

Чтобы ката не распадалось на совершенно самостоятельные части, чтобы составляющие его движения не разрывались между собой, чтобы исполнение всего ката было ритмичным, необходимо точно выдерживать правильные временные интервалы (ма) между отдельными техническими действиями.

5. Исполнитель должен понимать смысл движений (угоки-но ими-о рикай-суру)

Ката нельзя выполнять так, словно это набор отдельных, не связанных между собой движений. Для правильного выполнения ката необходимо правильное понимание смысла составляющих его технических действий.

6. Чередование расслабления и концентрации усилия при выполнении технических приемов (вадза-ни окэру тикара-но кё-дзяку)

Каждый отдельный технический прием должен выполняться резко, без ненужного перенапряжения и подключения лишних групп мышц. Максимальное усилие должно быть взрывным по характеру и развиваться только в самой конечной фазе траектории удара или блока.

7. Дыхание необходимо синхронизировать с выполняемыми действиями (кокю-о тёва-сасэру)

Очень важно правильно синхронизировать дыхание с чередующимися резкими и замедленными движениями.

8. Необходимо эффективно использовать «сжатие» и «разжатие» (карада-но син-сюку-дэ дайнамикку-ни)

Важным элементом правильного исполнения ката, наряду с правильным сочетанием замедлений и ускорений и правильным чередованием расслабления и концентрации усилий, является умение правильно использовать «сжатие» (группировку тела) и «разжатие» (распрямление тела и конечностей).

9. Необходимо исполнять дзансин (дзансин-о оконау)

После выполнения каждого технического приема в ката исполнитель должен стремиться к сохранению состояния дзансин. Дзансин – это состояние психической мобилизации, бдительности, готовности отразить контратаку противника после завершения выполнения технического приема.

10. Необходимо точно следовать схеме выполнения ката (эмбусэн-о сэйкаку-ни)

Перемещения в ката выполняются по определенным линиям, идущим на восемь сторон света, которые называются эмбусэн. При этом в подавляющем большинстве случаев, за исключением только отдельных специфических ката, точка начала выполнения ката и точка завершения выполнения ката совпадают. Чтобы вернуться в эту точку, при выполнении ката необходимо перемещаться строго по линиям эмбусэн, делая шаги правильной длины, соблюдая правильную длину стоек.

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСКОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КАТА

1. Правильное сочетание замедлений и ускорений при выполнении технических приемов (вадза-но кан-кю)

При выполнении технических приемов очень важно уметь переходить от медленных движений к быстрым резко, правильно сочетать замедления и ускорения. При этом ката не должно распадаться на отдельные, не связанные между собой технические приемы. Переходы от «мягкости» к «твердости» и от «твердости» к «мягкости» должны быть плавными, с тем, чтобы приемы были связаны друг с другом ритмически. Движения должны перетекать из одного в другое, что придает ката красоту настоящего произведения искусства.

2. Чередование расслабленности и напряжения (тикара-но кё-дзяку)

Ката – это демонстрация боевого искусства, в процессе которой исполнитель ведет бой с окружающими его со всех сторон воображаемыми противниками. Таким образом, ката – это бой. Поэтому все действия исполнителя ката – удары, которые он наносит воображаемым противникам, защиты от их ударов и контратаки – должны быть предельно точными и при этом мощными. С другой стороны, вплоть до самой конечной фазы траектории удара или блока все движения исполнителя ката должны быть расслабленными и текучими. Таким образом, исполнитель должен выполнять ката так, чтобы в его действиях было явственно видно чередование расслабления и концентрации усилий. Именно такое чередование расслабления и концентрации усилий, рождающее сокрушительную мощь приемов каратэдо, наряду с красотой движений, перетекающих из одного в другое, и рождает очарование ката каратэдо.

3. «Сжатие» и «разжатие» (тай-но син-сюку)

Важным элементом мастерского выполнения ката является правильное использование динамики движений, при котором исполнитель, защищаясь от ударов воображаемого противника, группируется – «сжимается», а, проводя контратакующий удар, напротив, распрямляется, выполняя движения по максимальным амплитудам – «разжимается». При этом речь не идет о том, что допустимо выполнять технические приемы утрированно. Принцип «сжатия» и «разжатия» (тай-но син-сюку) должен реализоваться в условиях точного, в полном соответствии с требованиями кихон, выполнения стоек и перемещений, в отсутствие любых лишних движений, при выполнении всех движений по наиболее рациональным траекториям.



Перевод А. Горбылёва по: Кагава Масао. Каратэдо дзиссэн торэнингу [«Практическая тренировка в каратэдо»]. Токио, б.г., с. 140-141.

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.