12-10-2015, 13:10 | Просмотров: 16 296; Школа
ПОЛОЖЕНИЕ
о тестировании уровня физической подготовленности детей.

Физиологическое обоснование.

Физическое развитие детей дошкольного возраста определяется степенью сформированности двигательных навыков и уровня развития двигательных качеств т.е. требованием к элементам техники, доступными и целесообразными для детей данной возрастной группы и качественными показателями, свидетельствующими о развитии быстроты, силы, прыгучести. Определяющим в моторном развитии дошкольников является накопление разнообразного двигательного опыта, развития двигательного состояния ребёнка и здоровья.
Именно это создаёт базу для успешного овладения техникой двигательных действий в школе. Поэтому высокие цифровые показатели качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.
Уровень двигательных качеств оценивается в цифровых показателях, а степень развития двигательных навыков в баллах. Необходимость контроля, за развитием физических качеств, обусловлены неравномерностью их развития в различные периоды жизнедеятельности ребёнка, анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и некоторыми особенностями их психики. В возрасте с 4 до 10 лет проходит довольно бурный рост тела, увеличивается его масса, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета, формирование мышц, сухожилий и суставного аппарата требует направленного физического воздействия. В этом возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеет ускоренное формирование мышц тела, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а впоследствии способствует деформации скелета. Отсутствие в этот период направленных физических тренировок тормозит правильное развитие опорно-двигательного и мышечного аппарата ребёнка. формируются дефекты осанки: сутулость, круглая спина, сколиоз. Снижение нагрузок на стопу не позволяет укрепить мышцы её свода, что ведёт к развитию плоскостопия. Всё это снижает рессорные функции позвоночника, приводит к микротравмам детей при незначительных бытовых движениях, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость, головные боли).
Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, сопровождаются расстройствами деятельности внутренних органов (сердца, лёгких, пищеварительной системы).
Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают у детей большинство внутренних органов и систем. Особенно развивается нервная система. К 7-ми годам высшая нервная деятельность достигает известного совершенства, но уровень возбудимости и тормозных процессов ещё не уравновешен.
Сложным периодом в развитии является возраст 10 - 15 лет у мальчиков и 10 - 13 лет у девочек. Это так называемый препубертатный период (начало полового созревания).
В поведении подростков возбуждение преобладает над торможением, чёткость двигательных реакций ухудшается.
Ещё более сложные изменения психики происходят в пубертатный период: у мальчиков в 15 - 17 лет, у девочек в 31 - 15 лет. они становятся психически неуравновешенными, проявляют негативизм, критическое отношение к действиям взрослых.
В эти периоды особенно необходима регулярная направленная и дозированная двигательная активность, которая способствует не только боле мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Именно в эти периоды жизни ребёнка закладывается база здоровья организма в целом.

Основные понятия.

В основе физического развития и здоровья лежит здоровый образ жизни и развитие двигательных качеств. Таких качеств, определяющих функциональное, физическое развитие ребёнка или подростка восемь:
1. общая выносливость;
2. скоростная выносливость;
3. силовая выносливость;
4. скоростно-силовая выносливость;
5. гибкость;
6. быстрота;
7. динамическая сила;
8. ловкость (координационные способности).
Общая выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Развитие этого качества даёт гарантию, что движение может выполняться длительное время с одновременным быстрым восстановлением после нагрузок (бег на средние и длинные дистанции, плавание, велоспорт, б/б)
Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению при субмаксимальных по скорости нагрузках (бокс, борьба, спортивные игры).
Силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера (борьба классическая, гимнастика).
Скоростно-силовая выносливость -
способность выполнять достаточно длительное время упражнения силового характера с максимальной скоростью (л/атлетика, спортивные игры, гимнастика).
Гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц и сухожилий (гимнастика).


Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление (боевые искусства, спринтерский бег, спортивные игры).
Динамическая сила - способность к максимальному быстрому проявлению усилий с большим отягощением (штанга, т/ядра). В качестве отягощения может служить и собственная масса тела (прыжок).
Ловкость - способность выполнять координационно сложные двигательные действия.

Все перечисленные качества в процессе жизни ребёнка развиваются весьма неравномерно. К 10 - 11 годам достигаются высокие аэробные возможности, лежащие в основе общей выносливости организма.
В этом возрасте наблюдаются очень большие (относительно веса тела) величины максимального потребления кислорода, наиболее высокая относительная мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Этот возраст является в определённом смысле «вершиной детства» - итогом важного этапа развития всех органов, функций и систем, периода рассвета двигательных возможностей.
Однако, уже в 12 - 13 лет начинается половое созревание, что приводит к существенным изменениям в организме: снижается возможность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, наблюдается рассогласованность в их деятельности, происходят активные биомеханические преобразования в мышцах.
В возрасте 14 лет несколько возрастает энергетическая мощность и выносливость организма, но временно.
Уже в 15 лет интенсивно начинают расти силовые и скоростные возможности организма, опережая развитие выносливости.
Сила развивается достаточно быстро в период до 9 лет, затем наблюдается торможение в её развитии, а с 11 лет начинается неуклонный её прирост, особенно интенсивный в 13 - 14 и 16 - 17 лет.
Быстрота очень резко возрастает в 8 - 10 лет и затем продолжает нарастать до 12 лет, после этого начинается торможение её развития, и даже к 15 годам, а в период 15 - 17 лет вновь отмечается её прирост.
Выносливость резко увеличивается в период 8 - 9 лет, затем остаётся на уровне примерно до 11 лет, после чего несколько возрастает стабилизируется в 14 - 15 лет и вновь возрастает в 15 - 17 лет.
Уровень развития двигательных качеств у девочек во всех возрастных ниже, чем у мальчиков, причём эта разница с возрастом увеличивается, достигая наибольшей величины к 16 - 17 годам.
Итак, все двигательные качества, как лежащие в их основе физиологические механизмы развиваются не равномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Это очень важно учитывать при организации тренировочных занятий с детьми и подростками. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма.

Т р е б о в а н и я к т е с т и р о в а н и ю

Тест-проба - качественное и количественное испытание для выявления уровня физической подготовленности занимающихся (испытуемого).
Для исправления физических недостатков важно определить на каком уровне по отношению к возрастным величинам находятся физические кондиции занимающихся. Однако, чтобы получаемая с помощью тестирования информация была правильной и достоверной, тренеру-преподавателю надо выполнить следующие требования:
1. Максимально точно измерить параметры.
2. комплексное тестирование проводить не реже 2-х раз в год (октябрь, май). Так как организм занимающихся растёт постоянно и физические качества развиваются не равномерно.
3. Тесты проводить желательно в одно и то же время.
4. Предварительно обучив занимающихся правильному выполнению тестов.

Тестирование физической подготовленности
в дошкольных учреждениях

Бег 30 метров - тест предназначен для определения скоростных качеств.
Методика выполнения: Проводится на стадионе или ровной дорожке, время засекается секундомером. Все участники должны до тестирования пробежать дистанцию.
Прыжок в длину с места - тест определяет динамическую силу (способность к быстрому, взрывному проявлению усилий).
Методика выполнения: Проводится на стадионе в секторе прыжков в длину или в зале на гимнастический мат. Замеряется рулеткой. Из 3-х попыток от стартовой линии до ближайшего к стартовой линии касания любой частью тела, лучший результат заносится в протокол.
Наклон вперёд из положения сидя - тест предназначен для определения гибкости.
Методика выполнения: проводится на полу, обозначается центровая и перпендикулярная мерная линия. Испытуемый сидит на полу, ноги выпрямлены в коленных суставах и не должны сгибаться при проведении тесте, ступни вертикально, пятки касаются центральной линии на отметке «0», расстояние между ступнями 30 см. Выполняются три наклона вперёд и на четвёртый фиксируется результат на мерной линии по кончикам пальцев. Результат может быть со знаком «+» или «-«.


Тестирование физической подготовленности
школьников
Для занимающихся школьного возраста применяются следующие тесты, исходя из видов спорта культивируемых в Центре.
1. Челночный бег 3 х 10 метров. Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения.
Методика выполнения: В зале на расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две параллельные линии. По команде «Марш» участник стартует от 1-ой линии, добегает до второй, пересекает её и возвращается к первой. Необходимо выполнить в максимально быстром темпе 3 таких замкнутых цикла (туда и обратно). Время засекается с точностью до 0,1 сек в момент пересечения линии старта.
2. Подъём туловища для девочек за 30 секунд. Тест предназначен для изменения силы мышц - сгибателей туловища.
Методика выполнения: Упражнения выполняются на гимнастическом мате.
И.п. - лёжа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, руки скрестно на груди (пальцы касаются лопаток). Партнёр прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш», энергично согнуться до касания локтями бёдер; обратным движением вернуться в И.п. Засчитывается количество сгибателей за 30 сек.
3. Потягивание на перекладине для мальчиков. Тест предназначен для определения силовой выносливости мышц плечевого пояса.
Методика выполнения: Хватом сверху за перекладину подтягивание до уровня подбородка. Выполняется без раскачивания, только силой мышц верхнего плечевого пояса в одной попытке.
4. Прыжок в длину с места. Тест предназначен для измерения быстрому взрывному проявлению усилий.
Методика выполнения: И.п. - стоя у линии старта выполняется прыжок двумя ногами с махом рук. Выполняются 3 попытки. В протокол вносится лучший результат. Длина прыжка измеряется от стартовой линии до ближайшего к стартовой линии касания любой частью тела испытуемого.
Разминка. Перед тем как приступить к тестированию с испытуемым, необходимо провести разминку. Это предупредит возможные травмы и улучшит показатели, где результат очень зависит от проявления скорости, силы, прыгучести. Разминка должна включать в себя упражнения, близкие по структуре к упражнениям теста.

Статистическая система оформления результатов тестирования.
1. Результаты каждого тестирования заносят в сводные протоколы. В протоколах указывается результат и уровень физической подготовленности учащихся (высокий, средний, низкий), исходя из сопоставления результатов тестирования с показателями сводной таблицы нормативных оценок приложения.
2. На основании данных об уровне физической подготовленности занимающихся, полученных в начале года (октябрь) тренер корректирует учебно-тренировочный процесс, разрабатывает специальные двигательные упражнения и методические приёмы для коррекции или профилактики отклонений характеризующих низкий или средний уровень физической подготовленности. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели по их дальнейшему развитию.
3. Результаты тестирования подвергаются обработке каждым тренером, на основе полученных данных строится планирование учебно-тренировочных занятий, позволяющие использовать двигательные режимы как факторы естественного оздоровления.
4. В конце учебного года тренером проводится повторное тестирование. Показатели заносятся в сводную таблицу. На основании результатов тренер анализирует уровень физической подготовки на начало и конец года. И делает корректировку учебно-тренировочного процесса на следующий этап обучения.
Уровень двигательных качеств оценивается в цифровых показателях, а степень сформированности двигательных навыков в баллах.
Низкий уровень - 1 балл
Средний уровень - 3 балла
Высокий уровень - 5 баллов

Общая оценка физического развития:
3 - 5 баллов - низкий уровень
9 - 12 баллов - средний уровень
13 - 15 баллов - высокий уровень

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.