21-07-2015, 15:51 | Просмотров: 947; Школа
История карате
4 Февраль 2014 → admin
« История исторического знания » История китайской цивилизации одной из древнейшей в мире ...
Богдан Курилко

ИСТОРИЯ КАРАТЕ

Даты и люди

2008г.

Королевство Рюкю

Окинава – имя легенды, которая превращала пыльные подвалы «хрущовок» и спортивные залы обычных школ в залы дворцов и монастырские кельи. Легенды, которая стала символом торжества слабых, получивших шанс стать сильными. Это странна обетованная для всех кто занимается карате, место, где живут могучие крестьяне по совместительству мастера кулачного искусства равных которым нет на земле.

Эта Окинава имеет мало общего с реальной японской провинцией. Большинство отечественных легенд об острове «пустой руки» появилось в эпоху самиздатовских учебников по карате и по большей части является плодом недюжинного воображения первых энтузиастов этого боевого искусства.

Было бы жаль расставаться с этим мифом если бы не тот факт, что настоящая история Рюкю не менее интересна чем ее вымышленный вариант.

И так, в недалеком 1967 году, в южной части острова была обнаружены останки человека жившего 18 тысяч лет назад. Впрочем, этот далекий предок не имеет к нашему повествованию никакого отношения.

Настоящая история острова начинается в двенадцатом веке, когда на Окинаве появились нормальные феодалы – андзи, которые стали активно делить земельные наделы со своими соседями такими же феодалами. Неминуемые, при таком положении дел столкновения привели к тому, что андзи стали возводить на своих землях крепости – Гусуку, не прекращая бороться за то, чтобы его Гусуку стала самой Гусукистой из всех Гусук. Естественно, что в этой борьбе были свои победители и побежденные. Причем чем меньше оставалось победителей и чем больше побежденных закапывали под стенами догорающих Гусук, тем больше порядка становилось на острове. В четырнадцатом веке появились три основных силы, так называемые «три горы»: Хокудзан с центром в замке Накидзин, Тюдзан с замком Урасоэ и Нандзан с замком Симадзириоодзато.

В 1350 году королем Тюдзан, или серединной «горы», был провозглашен Сатто. Этот государственный деятель оказался хорошим дипломатом и стратегом. Он заключил уникальный союз, который позволил его поданным достичь невиданных для тех времен высот процветания, а ему самому заручиться поддержкой, отбившей у соседей всякое желание вынашивать милитаристские планы в отношении Гусуку Урасоэ. Сатто объявил себя вассалом Китайского императора, что конечно предполагало выплату дани, но при этом сулило платившему массу преимуществ. Китайские туристы и чиновники стали частыми гостями на острове, в свою очередь студенты, дипломаты и купцы Тюдзан были допущены в Китай. В 1404 на престол взошел сын Сатто – Сё Бунэи. Слабый человек и бездарный государь он правил всего два года. В 1406 году он был свергнут решительным и жестоким военноначальником Се Хаси. Амбиции нового правителя выходили далеко за рамки «срединного королевства», поэтому королем Тюдзан он назначил своего отца Сё Сисе, а сам начал войну против провинции Хокудзан. В 1416 году замок Никидзин пал. Правитель Нандзан не стал дожидаться, когда войска «окинавского наполеона» вторгнуться в его пределы и добровольно присоединился к победителю. В 1429 году Сё Хаси объединил «три горы» под своей рукой и основал королевство Рюкю с центром в замке Сюри.

После смерти Сё Хаси, в 1453 году, между его братом Фурии и наследником Сиро начинается война за трон в которой оба погибли. Попытки выживших родственников почившего правителя занять престол жестоко пресекаются князем Канамару, который в 1470 году присваивает себе имя Сё Эн и объявляет себя основателем второй династии Сё. В 1477 году королем Рюкю становиться Сё Син правление котрого называют «золотым». На протяжении 50 лет королевство Рюкю переживало подъем экономики, расцвет искусств и рост благосостояния своих поданных.

Не секрет, что после времени счастья и радости нередко приходит пора печали и горя. История Рюкю не стала исключением. Во время правления седьмого короля второй династии Сё – Сё Неи резко ухудшились отношения с другим сильным соседом – Японией. Объединяя страну, первый сёгун - Иэясу Токугава шел на всё, чтобы привлечь на свою сторону различные самурайские роды. Так, род Сацума с южного Кюсю, постоянно находившийся в оппозиции к правящей власти, получил титул "властители десяти тысяч островов", однако при этом не было уточнено, что за острова имеются в виду. Князья Сацума стали рассматривать архипелаг Рюкю как своё владение, поэтому во время вторжения в Корею они, потребовали от Окинавы военной помощи, Сё Неи, разрываясь между уязвленной гордостью и страхом, тянул с ответом. На его несчастье самураи расценили его нерешительность, как оскорблении и в 1609 году князь Симадзу Иэяса с трехтысячным войском высадился на Окинаве. Небольшая окинавская армия была разбита воинами, закаленными в годы межкняжеских войн и войны в Корее. Как не странно, но вторжение не стало для Окинавы бедствием. Озабоченные пополнением клановой казны представители Сацума стремились взять под контроль внешнюю торговлю при этом, не возражая против сохранения вассальной зависимости от Китая. Регулярные выплаты дани Окинавой составляли около двадцати процентов всех доходов клана, при этом наибольшую прибыль Сацума получали от китайско – рюкюской торговли. Роль труффальдино привела к тому, что в королевстве начался новый виток культурного и экономического развития. К тому же зависимоть от «двух господ» привела к тому, что Окинава стала активно впитывать культуру обоих стран, заложив, таким образом, основу собственной уникальности.

Такое положение дел сохранялось вплоть до революции мейдзи. Вместе с гибелью самураев и бакуфу погибла королевская династия Рюкю. В 1872 году правительство Мейдзи объявило Окинаву префектурой Японии, а в 1879 году на землю древнего королевства, в сопровождении войск и подразделений полиции высадились японские чиновники, которые потребовали от последнего короля Сё Тая сдать замок. Король с придворными отправляется в почетную ссылку, в Японию, а в Сюри остается «Отдельный Гарнизон из Кумамото».

В 1945 году, в ходе знаменитой «битвы за Окинаву» остров был подвергнут ужасающей по своим масштабам бомбардировке. Не уцелело практически ничего. После капитуляции Японии во второй мировой войне Окинава попадает под административное управление американскими войсками. В 1986 году началась реставрация замка Сюри, которая закончилась в 1992 году.

Сегодня Окинава – это поразительное своей провинциальной душевностью место, с уникальным климатом, где живут замечательные люди. И только пролетающие над головой американские истребители напоминают о том, что ничего еще не закончилось, и раны прошедшей войны еще напоминают о себе.

Китайские корни

Одно из самых ранних предположений о появлении китайских боевых искусств на Окинаве относиться ко времени визита основателя китайский династии Мин – Чжу Юаньчжана на Окинаву, который состоялся в 1372 году во времена правления короля Сатто. В это же время на острове поселились первые переселенцы из «поднебесной». Это были представители китайских кланов Цху, Чень, Вонг, Ци и Хуай. Гипотетически они могли быть носителями традиции цюань фа. В 1392 году 36 китайских семей из китайской провинции Фуцзянь эмигрировали в королевство Рюкю и поселились в местечке Кумэ. Они привезли с собой китайский кулачный бой и трактат о боевых искусствах «Бубиши» ставший библией окинавского карате. В 1466 году посланники королевства Рюкю, были приняты при дворе Сегуна Ашикага Йошимасу. Во время аудиенции они продемонстрировали высокое искусство стрельбы из кремниевых ружей, чем несказанно поразили высокородное население Киото.

В 1492 году на Окинаву прибыл известный китайский боец Чжень Ю, адепт стиля Чжаоменьцюань, который стал основателем знаменито семьи Чжень, сыгравшей не последнюю роль в развитии боевых искусств на Окинаве. В 1501 году король Сё Син вводит знаменитй запрет на владение любыми видами оружия и проведение военных учений. Многочисленые исследователи истории Карате как у нас так и в Японии пытались найти связь между этим запретом и развитием карате. Называлось даже имя мастера – Уэката, который, якобы, видя общий упадок воинского духа жителей Рюкю, лишившихся своих мечей и мушкетов, начинает преподоваие кулачного боя с целью вернуть утраченное чувство национальной гордости. К сожалению ни одно из серьезных исследований этого вопроса не нашло подтверждения того, что развитие карате связанно с волей короля Сё Сина.

В 1534 году на Окинаву прибыл Китайский посланник Чен Кан. Одна из версий гласит, что в окружении этого чиновника были видные мастера цюань фа, которые и дали толчек развитию карате на острове.

В 1556 гоу, в знаменитом местечке Куме, родился Мао Фенг ю, впоследствии знаменитый мастер бо дзюцу и То Те. Прославился тем, что принял активное участие в отражении пиратских набегов на Окинаву, во время которых демонстрировал высокое искусство владение шестом. В следующем 1557 году родился еще один выдающийся мастер БО – Гима Шиндзе.

Время мастеров

Семнадцатый век принес королевству Рюкю многие потрясения. Но история дама капризная, она не любит когда река времени превращается в запруженное болото. Зачастую именно великие потрясения ведут к не менее великим свершениям. Вторжение клана Симадзу и установление японского правления в 1609 году совпало с публикацией, в Китае, монуметального труда Вубейчжи (Бубиши) в 1612 году (не путайте с одноимнным трактатом Бубиши, который привезли на остров первые китайские переселенцы), а также с началом преподавательской деятельности представителей той самой семьи Чжень – потомков знаменитого Чжень Ю. На сороковые годы семнадцатого столетия приходиться активная детельность мастера боевых искусств Хокама Ябу (Пейчин). В 1665 году родился первый звестный представитель знаменитой семьи Цай (Кодзё) – Цай Чжаоконг, а 1683 году на свет появился мастер ТЕ – Такахара (Пейчин).

В 1690 году на Окинаве была проведена перепись населения, а также начал веститсь «список семей».

В 1727 Китайская династия Чинг вводит запрет на преподование китайских боевых искусств в «поднебесной империи». Знаменитый монастырь Шаолинь в провинции Хенань был сожжен до основания. Несколько уцелевших монахов скрылись на юге Китая.

В 1740 году родился знаменитый мастер Чатан Яра, создатель стиля Чатан Яра Но Сай, фактически основатель первой систематизированной школы работы с таким сложным оружием как трезубцы Сай.

В 1752 году на свет появился мастер боя с шестом, наставник членов королевско семьи Рюкю - Соеиши, создатель стиля Соеиши но кон.

В 1782 году Цай (Кодзё) Шичанг, в качестве секретаря посланника Окинавы, сопровождавшего корабль с данью в Китай, совершил путешествие в Бейджинг (Пекин). В это время он уже был признанным мастером кулачного боя и боя с шестом.

В 1756 году на Окинаву прибыл девятнадцатый поланник династии Чинг Гуан Ги. По одно из версий в его свите находился военный советник по имени Косанкин или Кусанку, который дал уроки китайского рукопашного боя будущему мастеру Чатан Яра. По свидетельству Шиохира Пейчина, которые дошли до нас благодаря книге Ошима Хикки, Кусанку по просьбе Гуан Ги устроил демонстрацию своего искусства захватов и болевых. В этом же году родился будущий масер Хига Пейчин.

В 1770 году родился Гинован Дунчи (наследственное имя Чинен Шичиянака) – создатель стиля Чинен Шичиянака но Кон.

В 1782 (по другим источникам в 1733 либо в 1762 годах) родился легендарный мастер Сакугава Пейчин Канга. Его учителем был некий Такахара Пейчин, который в свою очередь занимался под руководством неизвестного китайского мастера. Сакугава Канга создал стиль боя с шестом Сакугава но Кон. Он пять раз путешествовал в Китай и был преподавателем в государственной школе Когугаку. Он умер в Пекине, во время своего последнего посещения Китая. Его не менее известный ученик - Мацумура Сокон обнаружил его останки на кладбище в пригороде Пекина и привез их домой.

Мацумура Сокон, мастер ТО ТЕ, родился в 1800 (по другим сведениям в 1798 либо в 1809) году. Его детское имя было Унъю, а его китайское имя было Ву Ченгда. В 1873 году Мацумура написал письмо адресованное своми ученикам, которое по праву считается первым аутентичным документом в котором описываются принципы боевого искусства Окинавы. Мацумура Сокон родился в деревне Ямакава, что находилась в Сюри к западу от королевского замка. Это был очень одаренный человек и талантливый каллиграф. Он закончил начальную школу, а в 1829 г.- школу для подготовки чиновников в Сюри, после чего сразу сдал экзамен на высший гражданский чиновный ранг и поступил на государственную службу.

Мацумура был личным телохранителем (о-собамаморияку) короля Сё Ику. После смерти Сё Ику уже немолодой Мацумура стал телохранителем последнего рюкюсского короля Сё Тай и занимал этот пост, предположительно, до 1860 г.

Среди вероятных учителей Мацумуры называют Сакгаву и Макабэ Тёкен (Сямо – Боевой Иетух). Помимо собственно То Те Мацумура известен как мастер меча по школе Дзиген Рю. Кстати, наряду с рукопашным боем, он преподавал искусство владения мечом своми ученикам: Асато Анко и Итарашики Чочу.

В 1804 году родился Теруя Кизо (учитель Мацумура Косаку, Оядомори Какана и Уку Карю). В 1819 – Накаима Норисато, а в 1828 – Асато Анко (учитель основателя Сетокан Карате Фунакоши Гичина). В своем письме к Сенаха Татцуоку (1932 год), основатель Годзю Рю Мияги Тёдзюн пишет, что именно в это время распространение китайского боевого искусства из провинции Фуцзянь достигло такого размера, что можно говорить о зарождении системы получившей имя Наха Те и ставшей базой, для Наха Те традиции Канрио Хигаонна.

В 1829 году родился Мацумура Сокаку – мастер Томари Те. В 1831 году на Окинаве появился мастер боя с шестом из Шанхая – Шу, который осел на окинаве и основал традицию бо дзюцу имени себя.

Великий реформатор Итосу

В 1832 году (другие версии 1830, 1831, 1838) в местечке Гибо (Сюри) родился великий реформатор карате Итосу Анко. Относительно того, кто был наставником Итосу сущестует как минимум три версии. Первую версию еще в начале XX в. выдвинул Фунакоси Гитин. В своей книге он пишет, что учителем Итосу был мастер Гусукума. О самом же Гусукума Фунакоси сообщает: "В числе учеников некоего китайца из местечка Ань-нань в Фучжоу, корабль которого был выброшен на берег, были Гусукума, Киндзё, Мацумора, Маэдзато и др. из Тома-ри.

С этим же китайцем, который, предположительно, был наставником Гусукумы, связана и вторая версия, которая восходит к Кодзё Камэ, супруге мастера каратэ Кодзё-рю Кодзё Сюсэй. Ее поддерживал глава школы Кодзё-рю Кодзё Кафу. Согласно этой версии, с основами каратэ Итосу познакомил не Гусукума, а сам китаец, который в преданиях его семьи остался под именем "Тяннан".

О "Тяннан" упоминает в своих воспоминаниях и основатель школы Сито-рю, ученик Итосу Мабуни Кэнва (1889-1952). В частности он пишет:

"Прежде, чем я поступил в ученики к Итосу, я изучил ката стойки кибадати Найханти у своего слуги по имени Матаёси Сэйхаку, который был учеником Мацумуры Сокона. Его вариант этого ката отличался от того варианта, который преподавал Итосу. Когда я продемонстрировал его наставнику Итосу, он сказал: "Это исконная версия ката, которую я в прошлом изучал у китайца из Томари", - и пояснил, что позднее он исследовал это ката и усовершенствовал его".

Наконец, третью версию выдвинул основатель школы Мацубаяси-рю (Сёрин-рю) Нагаминэ Сёсин. По его словам, Тибана Тёсин, один из лучших учеников Итосу рассказал ему, что первые уроки каратэ Итосу преподал мастер стиля Нахатэ Нагахама Тикудун Пэйчин. Однако с этой версией согласиться трудно, ведь если бы Итосу учился у Нагахама, то его техника была бы близка к окинавскому направлению Нахатэ, однако в арсенале Итосу не было ни одного ката этого направления ТЕ.

Несмотря на расплывчатые сведения относительно первого учителя Итосу одно известно точно - наибольшее влияние на формирование Итосу Анко как мастера оказал Мацумура Сокон, в ученики к которому Итосу поступил в возрасте уже за тридцать.

После реставрации Мэйдзи (1867) и упразднения княжества Рюкю последний рюкюсский король Сё Таи 27 мая 1879 г. отплыл из порта Наха в Токио. Всего за два месяца до этого, 31 марта того же 1879 г., был обнародован указ о создании вместо княжества Рюкю японской префектуры Окинава и введении на островах новой системы сословного деления. Согласно этой системе, правительство сохраняло привилегии только за очень ограниченным кругом бывших высших вассалов рюкюсского короля. Они получали статус юроку сидзоку - "дворян с жалованьем", а вместе с ним и права на получение солидной пенсии. Все же остальные сидзоку, к числу которых принадлежал и Итосу, были отнесены к категории муроку сидзоку -"дворян без жалованья". В одночасье на Окинаве появилось сразу более 7000 безработных сидзоку без пенсии и каких-либо других источников существования, помимо временного пособия по безработице.

В этот сложный период Итосу, который в момент описываемых событий работал секретарем в администрации префектуры был уволен со своего поста весной 1888 года. Он попробовал зарабатывать перепиской документов, но заказов у него почти не было. Чтобы как-то свести концы с концами Итосу и начал давать уроки каратэ всем желающим у себя на дому. Впрочем таковых оказалось не много. Окинавцы, как и остальные граждане Японии больше были озабочены вопросом выживания, чем совершенствованием своего духа и тела. К тому же разрушение сословновного деления общества выбили из под традиционных боевых искусств их исконную социальную базу. Чтобы выжить будзюцу должны были предложить что то новое. Воинское искусство ждало своего реформатора и в части карате им оказался Итосу.

В 1890-е гг. Итосу начинает активную работу по систематизации техники и ката каратэ, создаёт новые версии старинных комплексов, постепенно формирует методику обучения больших групп и, в особенности, детей, и предлагает Департаменту образования префектуры Окинава начать преподавание "нового каратэ" в школах.

Инициатива Итосу встретила большую поддержку и у тогдашнего губернатора префектуры Окинава Нарахара Сигэру. Бывший самурай из княжества Сацума, Нарахара был воином до мозга и костей. Даже в 74 года, он Каждое утро выходил во двор своего дома и упражнялся с деревянным мечом боккэн. В 1901 году инспектор школ префектуры Окинава дал согласие на проведение эксперимента и в апреле 1901 г. каратэ было включено в программу физического воспитания начальной школы г. Сюри (Сю-ри дзиндзё сёгакко). Следующим шагом Итосу стала разработка пяти ката пинъан для учеников средней школы.

Итосу не только создавал ката, но и переделывал существующие. В частности, старинное ката Найфанти он разделил на три части и упростил.

Итогом размышлений мастера Итосу Анко над ролью боевых искусств в современном ему обществе и работы по созданию физкультурно-оздоровительного каратэ явились написанные им собственноручно в октябре 1907 г., в возрасте 77 лет, и адресованные Департаменту образования префектуры Окинава "Десять пунктов о занятиях каратэ".

Это сочинение мастера обладает огромной исторической ценностью как второй памятник в истории каратэ. Многие крупнейшие мастера окинавского боевого искусства дают ему самую высокую оценку. Так, Нагаминэ Сёсин полагал, что это сочинение мастера вкупе с "Семью добродетелями боевого искусства" его учителя Мацумуры Сокона образует, как он пишет, "син-ги-тай (идеальное единство сознания, техники и тела) окинавского каратэдо". Если "Семь добродетелей боевого искусства" воплощают в себе подлинное "сознание" каратэдо, то "Десять пунктов о занятиях каратэ" представляют собой квинтэссенцию его "техники" и "тела". По мнению Нагаминэ, учитель и ученик - Мацумура и Итосу - как единая плоть создали в своих кратких, но очень емких трудах образ идеального каратэдо.

А теперь вернемся в год рождения великого мастера, тем более, что вместе с ним на свет появился еще один из рода Кодзё, а именно Кодзе Исей, который также оказал не малое влияние на развитие окинавского карате. Ведь именно Кодзё Исей в 1874 году открыл в Фучжоу школу боевых искусств где в свое время занимались Макабе Кюей, Матцуда Токусабуро и создатель Наха Те – Хигаонна Канрио.

Наха Те и Канрио Хигаонна

В 1840 году родился Арагаки Сейсо или Мая (Кот) Арагаки. Он стал первым учителем боевых искусств создателя “нового” Наха Те Канрио Хигаонна.

1853 год был очень важным для истории окинавского кулака. В мае к берегам королевства пристал корабль американских военноморских сил в командором Мэтью Перри во главе. В этом же году родился сам великий мастер Канрио Хигаонна. Канрио родился в районе города Наха – Нисмура. Его китайское имя было Шин Цин Йен, его семья принадлежала к классу дворян без жалованья. Канрио Хигаонна был одним из восьми братьев (в порядке рождения: Канпу, Кансе, Канкаи, Канрио, Кансю, Канеи, Кантсе. Сестра – Мацуру.). Детское прозвище Хигаонна было Матсю. Отец Канрио - Канио Хигаонна владел тремя лодками – янбарусен, которые и приносили ему основной доход. У Канрио был родственник, двоюродный брат по имени Хигаонна Канъю (1848-1922), который был на пять лет его старше и занимался воинскими искусствами. Канъю жил в Хигасимура (Восточный посёлок), поэтому, позднее, для того, чтобы различать этих двух мастеров, им дали прозвища по месту жительства. Канъю звали "Хигаонна-Восток", а Канрио - "Хигаонна-Запад". Когда Канрио исполнилось десять лет, он стал помогать отцу в семейном бизнесе. К тому времени его второй и третий брат умерли, а старшй не переставал болеть. 8 января 1867 года Канрио прошел церемонию катагасира – когда мальчик становиться мужчиной.

В этом году состоялись празднования устроенные в честь последнего посланника китайского императора, который прибыл к королю Сё Таю. Благодаря дошедшим до нас хроникам мы знаем, что во время празднования состоялись показательные выступления, кторые включали в себя исполнение ката Супаринпей мастером Томура Чикудун Пейчин а также свободый бой межд Арагаки Тсудзи и Маэдой Чикудун.

Как уже говорилось выше, первым учителем Канрио Хигаонна считают “Кота” Арагаки? Который действительно мог преподавать карате юнному Матсю. Остаются вопросы почему Тседзюн Мияги, который уделял большое внимание истоии боевого искусства своего учителя не разу не упомянул о этом факте его биографии. К тому же, непонятно откуда у юнного Канрио было время и силы заниматься ТЕ, учитывая, что два его брата были в могиле, третий постоянно болел, а он сам был до предела загружен помогая своему отцу в его нелегком труде. В 1868 году, котрый считается началом эры Мейдзи и котрый подарил миру еще одного легендарного реформатора карате – Фунакоси Гичина, Канрио Хигаонна потерял отца. Существует полная драматизма версия о том, что старший Хигаонна был убит и его убитый горем наследник поклялся на могиле отца отомстить за него, а для этого он отправился в Китай чтобы изучать боевый искусства. По другим источникам Канио Хигаонна скончался от естественных причин, а решение его сына отправиться в Китай было связано с тем, что эта страна подавляющему большинству Окинавцев представлялась землей обетованной, источником знаний и могущества. Был ли Арагаки учителем Хигаонна или нет, но именно он представил юнного Канрио своему другу, эксперту кэмпо Кодзё Тайтэю и другу семьи удуну Ёсимуре Тёмэю. Кодзё снабдил Хигаонну рекомендательным письмом к своим родственникам, которые жили в Фучжоу. Ёсимура Тёмэй был правительственным чиновником и часто выезжал по государственным делам в "Срединную империю", как раньше называли Китай. Он представил Канрио владельцу судна, на котором юноша направился в путешествие. Оснащенный парусами Синкосен отплыл из Наха в сторону Тайваня, затем вверх по реке Мин в порт Мамуи, отуда на лодке Хигоанна добрался в Таи Гунг Марау – порт города Фучжоу. Здесь он поселился в общине выходцев с Окинавы, которая называлась Рюкю-кан (Рюкю-кан, букв. "Рюкюсский дом" являлся официальной торговой колонией). Хигаонну тепло встретил и принял Канпу Танмэй, управляющий гостиницы, построенной в районе выходцев с Рюкю. По одной из версий он же был человеком, который познакомил Канрио с его будущим учителем. В своей статье посвященной этому мастеру исследователь истории японских боевых искусств Алексей Горбылев пишет о том, что « Скорее всего, Хигаонна ехал учиться в додзё семьи Кодзё, которое, согласно преданиям, около 1870 г. основал в Фучжоу Кодзё Исэй. Существует также и такое предание семьи Кодзё, согласно которому Хигаонна отплыл в Китай, имея с собой деньги на год проживания и рекомендательное письмо к мастеру Вай Синдзану, преподававшему в додзё Кодзё в Фучжоу, от имени Кодзё Тайтэй.»

Хигаонна провел в Китае целых 15 лет. Вряд ли юнный окинавец, прибывший в Китай без средств к существованию, рассчитывал пробыть в «Поднебесной» так долго. Алексей Горбылев ссылаясь на исследования Фудзивары предлагает чрезвычайно интересную версию столь долгого пребывания Хигаонна в Китае. «Незадолго до отъезда Канрио в Китай 14 сентября 1872 г. японское правительство направило цинскому императору меморандум, которым уведомило его об упразднении королевства Рюкю и о своих притязаниях на острова Рюкю как часть японской территории. Поскольку формально архипелаг сохранял вассальную зависимость от Китая, для придания законности аннексии Рюкю Японии требовалось официальное согласие цинского правительства. Для этого решено было использовать инцидент с убийством жителями Тайваня рюкюсских рыбаков, попавших на остров в результате кораблекрушения. Под предлогом защиты интересов японских граждан в начале 1874 г. японский экспедиционный корпус высадился на Тайване. Столкнувшись с серьезным сопротивлением местного населения и протестами Китая, США и Великобритании, японцы вскоре были вынуждены прекратить военные действия, но добились в 1874 г. подписания Тяньцзиньского договора, согласно которому китайское правительство признало экспедицию на Тайвань правомерной, обязалось выплатить большую денежную компенсацию и признало принадлежность Рюкю Японии. Понятно, что такой поворот событий еще более ухудшил положение Канрио, который теперь оказался человеком без документов, если таковые у него и были, и без родины.

В тот период княжество Рюкю, созданное вместо королевства, следуя старинному обычаю, еще дважды - в 1874 и 1875 гг. направляло в Пекин посольства. Если бы у Хигаонны была возможность открыто вступить в контакт с чиновниками из состава этих дипломатических миссий, наверное, он смог бы получить достоверную информацию о положении на родине и нашел бы способ с каким-нибудь окинавским судном вернуться домой. Были у Хигаонны и другие возможности. Например, в ту же пору у берегов Фуцзяни появился корабль с островов Яэяма. Под предлогом кораблекрушения, его команда высадилась на берег и занялась контрабандной торговлей. Тем не менее, ни одной из этих возможностей Канрио не воспользовался. Может быть, это доказывает, что он покинул родину тайно, без разрешения властей? Далее отношения между Китаем и Японией еще более обострились. 9 мая 1875 г. правительство императора Мэйдзи обнародовало указ о прекращении сюзеренно-вассальных отношений между островами Рюкю и Цинской империей и разрыве всех отношений между ними. Вероятно, именно в те дни Хигаонне пришлось на время отказаться от возвращения на родину. Запасенные деньги к тому времени у него наверняка уже были на исходе. Так что, видимо, пришлось искать возможность для заработка. Вероятно, к этому времени Канрио уже мог сносно изъясняться по-китайски, но это мало что давало ему - человеку без капитала и профессии. Предания школы Годзю-рю утверждают, что он добывал себе пропитание сбором дров по берегам рек и продажей их в Фучжоу.»

И все таки чему и у кого училя Канрио Хигаонна? В своей книге "Каратэдзюцу" Фунакоси Гитин утверждает, что Хигаонна Канрио наряду с Симабукуро из Уэмондэна, Хигой из Кунэнбоя, Онной из Хигаси, Сэна-хой, Куваэ и несколькими другими окинавцами учился боевому искусству у мастера Вай Синдзан из школы "Сёрэй-рю". При этом все официальные версии истории Годзю Рю утверждают, что единственным учителем Канрио был китайский мастер Рю Рю Ко. Ряд источников предлагает версию о том, что после своего приезда в Фучжоу Хигаонна сначала учился у Вай Синцзана в додзё приналежащем Кодзё Исей, а позже, после знакомства с Рю Рю Ко стал его преданным учеником. Эта версия выглядит достаточно стройной если принять, что Канрио был учеником Арагаки, который в свою очередь был учеником мастера «Вай». Тогда не удивительно, что отправляя юнного окинавца в путь наставник дал ему адресс и рекомендации к собственному учителю. В своей книге Морио Хигаонна пишет о том, что Канрио Хигаонна как то сказал своему ученику Тсёдзюну Мияги "В Фучжоу был также мастер ушу Вай Синдзан, принадлежавший к той же школе, (что и Рю Рю ко), его часто путают с Рю Рю ко роси, но на самом деле моим учителем был Рю Рю ко роси, запомни это хорошенько". Он также пишет: "Говорят, что мастер Рю Рю Ко практиковал стойку сантин, в которой ноги были расставлены на длину стопы, а сами ноги, от стоп до колен, образовывали треугольник, а от тазобедренных суставов до колен были скручены вовнутрь. Сила в этой стойке устремлялась вглубь земли, а подошвы и пальцы прилипали к поверхности, словно присоски осьминога. Вай Синдзан был не высок ростом и использовал более широкую стойку - с ногами, расставленными несколько шире плеч".

О мастере Рю Рюко известно очень немногое. На мой взгляд наиболее полное исследование на тему кем мог быть Рю Рю Ко предлагает опять же Алексей Горбылев, который пишет «Из рассказов Канрио, которые передали его ученики, следует, что он был человеком пожилым и жил один в двухэтажном доме на берегу притока реки Миньхань. На первом этаже дома находились рабочие помещения и кладовая, на втором покои самого Рю Рю ко. Его семья, о которой Канрио почти ничего не рассказывал, жила где-то в другом месте. Дом находился у самой воды, и во время ливней, когда уровень в реке поднимался, подпол заливала вода, и потому пол на первом этаже был изготовлен из бамбука. Впрочем, обычно река была спокойна, и по ней мимо дома то и дело сновали лодки, направляющиеся в город или из города. В то время, когда Канрио стал учеником Рю Рю Ко, тот зарабатывал себе на жизнь обжигом кирпича, и Канрио, чтобы прокормиться, стал работать вместе с ним. Через несколько лет Рю Рю ко ушел с завода по обжигу кирпича и стал жить затворником, зарабатывая на жизнь плетением изделий из бамбука. Канрио тем временем продолжал работать на заводе. Рю Рю Ко был беден. Тем не менее, имя его было хорошо известно в кругах ушуистов и чиновников провинции Фуцзянь. В этом плане большой интерес представляет предание окинавского рода Накаима, хранящего фамильную школу Рюэй-рю, в названии которой иероглиф "рю" взят из имени китайского мастера. Из этого предания мы узнаем, что задолго до Хигаонны курс обучения у Рю Рю Ко прошли жители Кумэмуры Накаима Норисато (1819-1878) и Сакияма Китоку (1830-1915), которые приехали в Фучжоу на одном из посольских кораблей в 3-м месяце 1839 г. Предание гласит, что Накаима по рекомендации китайского военного чиновника по имени Ю Чжун, сопровождавшего посла цинского императора на Окинаву Линь Хунняня, прибывшего на остров в 1838 г., стал учеником мастера Я Сунь (яп. А Сон). Через него он и познакомился с наставником Рю Рюко. Комментируя эти сведения, Фудзивара Рёдзо обращает внимание на то, что, если предположить, что Хигаонна поступил в ученики к Рю Рю Ко около 1877 г., то последнему в ту пору должно было быть уже около 80 лет. Далее, он отмечает, что и Накаима, и Хигаонна попали в ученики к Рю Рюко, только пройдя обучение у других мастеров, что, вероятно, следует толковать, как подтверждение его выдающегося мастерства, признанного местными знатоками. Несоответствие выдающего мастерства и авторитета Рю Рю Ко его нищенскому существованию ставит Фудзивару в тупик. Однако это противоречие, кажется, можно разрешить, если принять во внимание рассказ о том, что Рю Рюко был выходцем из аристократической семьи, но в смутное время лишился и своего имущества, и своего статуса и был вынужден скрывать свое происхождение и зарабатывать на жизнь низкооплачиваемым трудом, не требующим большой производственной квалификации. Впрочем, есть куча и других версий о том, кем был Рю Рю ко в годы своей молодости. Разные источники называют его чаньским монахом, крестьянином, рыбаком, бродячим торговцем, военным чиновником и т.д. Как пишет Хигаонна Морио, Канрио Хигаонна рассказывал Мияги Тёдзюну, что Рю Рю ко был высокого роста, с бугрящимися мышцами. Это был настоящий богатырь с прекрасной пропорциональной фигурой, обладавший невероятной силой хвата, по-видимому, развитой в результате специфической тренировки, характерной для южно-шаолиньских стилей ушу. Во время тренировок он был очень суров, но в обычное время вел себя весьма дружелюбно. Об истории стиля Рю Рю Ко Канрио, похоже, не рассказывал своим ученикам ничего, так что даже название его сегодня точно неизвестно. Возможно, хотя и сомнительно, окинавский мастер просто не удосужился поинтересоваться подобными вещами. В итоге сегодня историкам каратэ приходится гадать, какой же из сотен китайских стилей послужил источником Нахатэ Хигаонны и в дальнейшем лег в основу влиятельной школы Годзю-рю, разработанной его учеником Мияги. И, надо сказать, с гаданием этим получается не очень здорово. Одни авторы высказывают предположения, что Рю Рю ко преподавал стиль Белый журавль Байхэ-цюань, другие - Стиль Пяти предков Уцзу-цюань, третьи - Стиль архата Лохань-цюань. Большие усилия к установлению личности загадочного Рю Рю Ко приложил Хигаонна Морио, который неоднократно для исследования корней Годзю-рю совершал поездки в Фучжоу, наладил деловые контакты с Ассоциацией ушу г. Фучжоу, рядом других спортивных и неспортивных организаций. Сначала китайские специалисты, с которыми он обсуждал вопрос личности Рю Рю Ко, в качестве "кандидата" на его роль предложили мастера ушу по имени Рю Сё кё (в яп. прочтении; на путунхуа - Лю Сянцзинь, в фуцзяньском прочтении - Лао Цзянкин), который так же, как и герой преданий Годзю-рю, был корзинщиком и жил в двухэтажном доме приблизительно в том же районе. Однако установление дат жизни Лю Сянцзиня -1852-1917 - разбило эту версию в пух и прах. Напомним, что Хигаонна Канрио родился в 1853 г. Получается, что он был лишь на год моложе своего учителя, которого ученикам представлял как "пожилого человека". Затем китайцы из Фучжоу отыскали в анналах истории еще двух ушуистов, с похожими именами. Но ни одного из них Хигаонна Морио за Рю Рю Ко не признал. Единственный вывод, который Морио сделал по результатам своих исследований, - что школа Годзю-рю, восходящая к стилю Хигаонны, по характеру техники, методики, используемым снарядам очень близка фуцзяньскому Стилю журавля, но в то же время, по признанию специалистов из Ассоциации ушу г. Фучжоу, в ней перемешаны элементы таких фуцзяньских стилей ушу как Кулак тигра Хуцюань, Кулак Львенка Шицзы-цюань, Кулак леопарда Бао-цюань, Кулак журавля Хэ-цюань и Кулак архата Лохань-цюань. Хигаонна Морио сообщает также, что Рю Рюко якобы преподавал такие ката, входящие в арсенал Годзю-рю, как Сантин, Сисотин, Супаринпэй, Сэйюнтин, Сэйсан, Сэпай, Курурунфа, Сайфа и Сансэйру. Но в современной Фуцзяни школы с таким набором ката нет, и, как думается, источниками этих комплексов послужили несколько школ, которые Канрио изучал у нескольких наставников.

В последнее время, благодаря исследованию Патрика Маккарти, проведенному совместно с Токасики Икэн, известным окинавским историком каратэ и президентом Окинавской ассоциации каратэдо Годзю-Томари-тэ, популярной стала версия, отождествляющая Рю Рю Ко с основателем стиля Кричащий журавль Миньхэ-цюань по имени Се Чжунсян (1852-1930). Как сообщает Маккарти, Се имел прозвище "Рюру", что означает "продвигаться вперед", "продолжать", а "ко" - значит "старший брат". Однако, если мы соотнесем дату рождения Се Чжунсяна - 1852 г. - с датой начала обучения у Рю Рюко Накаима Норисато - 1839 г., мы будем вынуждены признать, что либо Накаима и Хигаонна учились у разных "Рю Рю ко", либо Рю Рю Ко и Се Чжунсян - разные люди. Далее, Се Чжунсян был лишь на год старше Канре, соответственно, окинавец вряд ли мог именовать его "пожилым человеком". Затем, известно, что в период пребывания Канре в Китае у Се еще не было своей школы - он открыл ее только в 1883 г., а в окинавских преданиях говорится, что у Рю Рю Ко были ученики помимо Канрио. Наконец, в Годзю-рю нет ни одного из тех 5 комплексов, которые преподавал мастер Се. Все эти нестыковки, видимо, не смущают Маккарти, тем более что праправнук Се Чжунсяна Се Вэньлян подтвердил ему, что Канрио Хигаонна действительно обучался ушу у его прапрадеда. И вот уже в Фучжоу возведен монумент в память об обучении Хигаонны у Се "Люлю" Чжунсяна. Тем не менее Хигаонна Морио, встречавшийся еще с внуком Се Чжунсяна известным мастером стиля Миньхэ-цюань Се Пинькуанем и обсуждавший с ним проблему "Рю Рю ко", не признал в его деде учителя Канрио.

Возможно, ближе всех к разгадке тайны Рю Рюко подошел Фудзивара Рёдзо. Он считает, что Рю Рюко, или, если следовать китайскому прочтению иероглифов, принятых для записи этого имени в школе Рюэй-рю, Лю Лунц-зян, - подлинное имя учителя. Исходя из того, что фамильный иероглиф Лю у него тот же, что и в названии школы Люцзя-цюань - Кулак семьи Лю, он считает, что Лю Лунцзян был родственником основателя этой школы Лю-Трехглазого и практиковал Люцзя-цюань - один из 5 великих южно-шаолинских стилей цинской эпохи. Основателем Люцзя-цюань стал выходец из провинции Гуандун Лю-Трехглазый, который, по преданию, изучал ушу в знаменитом монастыре Шаолинь. Спецификой Кулака семьи Лю являются низкие удары ногами, которые за эту свою особенность именуются "цуньтуй" - "пинок на высоте в 1 цунь" (1 цунь - 3,03 см). Чаще всего применяется боковой удар ребром стопы в живот. Канонические комплексы Люцзя-цюань - Дацзюе ("Удары по углам"; в фуцзяньском произношении - Датяо), Пайшоу ("Бьющие руки"; в фуцзяньском произношении - Пачу, окинавск. Патю - практикуется в школе Рюэй-рю), Саньчжань ("Три боя"; в фуцзяньском произношении - Саньтьен, окинавск. - Сантин -практикуется в Рюэй-рю и Годзю-рю), Циньчжуан ("Захваты и удары"; в фуцзяньском произношении - Тинтян) и Байхэ ("Белый журавль"; в фуцзяньском произношении - Байхок, окинавск. - Пайхо практикуется в Рюэй-рю)».

*Ввиду полноты и важности информации я счёл необходимым привести статью Алесея Горбылёва полностью.

И так Канрио стал учеником мастера. Тседзюн Мияги рассказывал своим ученикам, что его тренировки были чрезвычайно тяжелыми. При этом он быстро прогрессировал. Рю Рю Ко все больше приближал своего талантливого ученика и вскоре у них установилсиь очень близкие отношения. Канрио жил на первом этаже мастерской учителя. Утром он просыпался и начинал тренироваться. Потом ученик и учитель вместе отправлялись заготавливать бамбук, а вечером Хигоанна ждали беседы о смысле боевых искусств. Из воспоминаний Тседзюн Мияги известно, что каждый день юнный Хигаонна практиковал ката Сан Чин, укреплял свое тело с помощью специальных снарядов (то что позднее стало называться на окинаве Ходзе Ундо), набивки и упражнения «толкающие руки» - какие. Одно из оригинальных упражнений, которое применялось на тренирвках – борьба в тесном бамбуковом ящике. Со временем упорный и трудолюбивый ученик стал выделяться среди прочих студентов Рю Рю Ко. После шести лет изучения ката Сан Чин мастер начал объяснять ему технику других коплексов. Наряду с рукопашным боем Канрио изучал работу с оружием и в первую очередь способы владения шестом и мечом. Наряду с боевыми искусствами Рю Рю Ко наставлял окианвца в медицине. За время своего ученичества Канрио научился разбираться в лечебных травах и эликсирах. Пришло время, когда Канрио стал представлять школу на показательных выступлениях и фольклёрных фестивалях. Победа на одном из таких соревнований, где молодой мастер демоснтрировал саньтиши (сан чин) принесла ему известность. Размер этой известности хорошо виден в рассказе мастера Накамото где он повествует о мосте Манджу, который соединял берега реки Мин (Фучжоу). Каждый въезд на мост охраняли два больших льва, вырезанных из камня. Человек, который осмеливался сесть на спину одного из этих львов, либо занимался боевыми искусствами, либо хотел проверить себя в поединке как сильный боец. Это было открытым вызовом сидящего на льве любому, идущему по мосту. Когда находился соперник, определялось время и место поединка.

Канрио узнал об этом обычае и решил проверить себя. Он пошел на мост и стал терпеливо ждать, сидя на одном из львов. Просидев так весь день он так и не нашел себе достойного противника. Неизвестно, сколько времени Хигаонна прожил в мастерской у Рю Рюко. По разным подсчетам, он провел вместе с ним от 10 до 14 лет. Но в конце концов, он принял решение уехать на родину. В каком году Хигаонна вернулся на Окинаву, тоже неизвестно. По одним источникам - в 1887 г. Хигаонна Морио, в своей книге утверждает, что это произошло в 1881 или 1882 г. После возвращения на Окинаву он попытался продолжить семейный бизнес – перевозка товаров на ямбарусен. Он поселился в районе Нисимура (Наха), недалеко от порта. Свою жену Макадо он встретил ан острове Ихеяджима. Несмотря на то, что она была беременна от другого Канрио сделал ей предложение, а позднее, когда супруга благополучно родила – усыновил ребенка. Судьба Канрио как бизнесмена не сложилась. Тайфуны уничтожили его корабль нагруженный купленными в кредит товарами. С трудом расчитавшись с кредиторами он впервые задумался о преподавании боевых искусств. Точно неизвестно в каком коду он начал обучение. Из рассказов его учеников известно, что сначала он давал уроки в своем доме в Нисисин мати. Сеидзин Накамото рассказывал, что бывая ребенком в доме Канрио Хигаонна (его отец и мастер были друзьями) он запомнил мужчин медленно передвигавшихся по комнате. В руках они держали кувшины а Канрио Хигаонна бил их ладонями по голым плечам. Когда, в 1901 году благодаря усилиям сенсея Итосу карате впервые было введено в программу начальной школы, многие мастера задумались о массовом обучении. В 1905 году Канрио Хигаонна начал преподавать в Наха Куритсу Сёгио Кото Гакко (Высшей Коммерческой школе города Наха). Канрио проводил занятия дважды в неделю по приглашению директора Дзюнитси Кабаяма. Таким образом у него появилось 105 учеников, которые занимались два раза в неделю на школьном дворе. Карате было включено в учебный план студентов первого и второго курса. На третий год был создан клуб для тех учеников, кто хотел продолжить тренировки. Одним из его новых студентов был Тсёги Йосимура (1866-1945), второй сын Удун Йосимура, который помогал Канрио Хигаонна добраться до Китая.

Другим студентом в Высшей Коммерческой Школе был Соке Ура (родился в 1895 году), закончивший ее в 1915 году.Он вспоминал: ”Тренировки были суровыми. Хигаонна Сенсей являлся образцом срогости и очень серьезно относился к тому, что преподавал. Если мы ошибались он отвешивал нам подзатыльники. Иногда его заменяли Реисю Сатсима, Сеибун Накамото или Таицо Табара – отличавшийся огромной силой. Тренировки в Высшей Школе состояли из ходзё ундо, ката Сантсин, какие и якусоку кумите. Это программа отличалась от того, что Канрио Хигаонна проподавал у себя дома, где он давал более продвинутую технику те.

Тем не менее, даже того, что мастер давал на своих занятиях хватило, чтобы некоторые горячие головы решили устроить то, что на окинаве называлось какие дамеси – пробой сил. Для этого они отправлялись в пользовавшийся дурной славой раойон Тсудзи матси, где ловили подвыпивших гуляк и провоцировали их на драку. После того, как драки стали приобретать стихийный характер полиция и руководство школы решили закрыть программу учения карате в высшей школе, которая длилась почти десять лет. Благодаря этим тренировкам боевые искусства приобрели таких замечательных мастеров как: Тсёдзюн Мияги, Дзюхатсу Киода, Коки Сирома, Хохитсу Гуси-мияги, Реисю Сатсима, Йоситеру Икемияги, Сеибун Накамото, Соке Ура, Секо Хига, Таицо Табара, Томонори Дзитсяку, Тсёги Йосимура, Кенва Мабуни и Хоги Гусимияги.

В связи с Канрио Хигаонна примечательна история об еще одном великолепном но противоречивом бойце - Центсё Токеси (1875-1924) по прозвищу Минтами (большие глаза). Он был старшим братом одного из друзей Тсёдзюн Мияги. Минтами при росте 165 см считался исключительным бойцом, часто попадающим в беду. Он тренировался по своему, нанося тысячи ударов по макиваре, поднимая тяжелые камни, оттачивая технику нескольких «коронных» ударов руками и ногами. После того, как Канрио начал преподавать он часто приходил к мастеру и просил взять его в ученики. И каждый раз учитель отказывал ему.

Когда Минтами Токеси было 18 лет, он избил ворруженного полицейского, который ничего не смог с ним сделать. В 19 лет Минтами попал в тюрьму на острове Яэяма за убийство. Но даже там он продолжал участвовать в боях. Он умер в возрасте 49 лет. У него были выдающиеся способности и из него мог бы получиться гений карате. Но Канрио Сенсей, зная о его тяжелом характере, не взял его своим учеником.

Еще одна замечательная история из жизни мастера связана с вызовом который ему бросил некий крепыш имя которого не сохранила история. В ответ на предложение сразится Канрио облизнул пальцы, опустил их в пепел и вышел в сад. Когда противник нанес ему удар в лицо, мастер ушел от удара и схватил его за голову «лапой тигра». Корчась от боли его противник умолял отпустить его больше не помышляя о битве.

А в это время

Пока Канрио Хигаонна проходил обучение в Китае жизнь на Окинаве не стояла на месте. В 1869 году в Ямакаве (Сюри) родился Ханаширо Чомо. Когда он вырос, то пошел служить в армию и принимал участие сначала в Русско-японской войне и войне с Китаем. Дослужился до лейтенанта японской императорской армии. Вернувшись на родину был выбран главой администрации поселка Маваши, что не меашло ему преподавать физическое воспитание в средней школе. Он был известен своим исполнением ката Ваншу, но в историю он вошел благодаря тому, что первый стал использовать в применении к окинавскоум кулаку понятие карате именно в значении «пустая рука» (до этого традиционно слово карате, которое употребялось наравне с понятие то те (танская рука) записывалось другими иерогливами, которые переводились как китайская рука). Он уверял, что взял этот термиг из восьми изречений о цюань фа из трактата Бубиши. В 1870 году, в Тоунокура (Сюри) у всеми уважаемого Мотобу Аджи родился трети сын – Мотобу чоки. Он учился карате у масеров Сакума, Мацумура Сокон, Итосу Анко. Прославился как выдающийся боец. Любимыми ката были Найфанчи и Бассай. В этом же году на свет появился еще один выдающийся каратист – Чотоку Кьян (Гибо, Сюри). Его учителями были Мацумура Сокон. Итосу Анко и Оядомори Кокан. Его наставником в искусстве работы с шестом был Токумине Пейчин. В 1922 году Кьян из своего путешествия на Тайвань привез ката Ананку. Его любимыми ката были Бассай, Кусанку и Чинто. Ему принадлежит выражение «Боевая стойка должна быть то подобна яростному огню, то словно изменчивая вода.»

В 1877 году родился Уэчи Канбун – основатель одноименного стиля Уэчи Рю. Когда еу исполнилось 20 лет он отправился в Китай, где, после многочисленных неудач и мытарств нашел своего учителя – Чжоу Цзи Хе, учеником которого он был с 1897 по 1910 год. Свое первое додзе он открыл в Вакаяме в 1926 году, а его первым учениками были Томоёси Рюю и Уэхара Сабуро. В 1932 году он создал организацию Пангайнун рю Карате Кенкюдзе. Уэчи привез из Китая три ката: Санчин, Сансейру и Сейсан.

В 1878 году в Сюри родился Ябику Моден. Его учителем Кобудо был Чинен Санра (Ямане Рю), а карате он постигал под руководством Итосу Анко.

15 июня 1880 года был основан Преподавательский Колледж Окинавы.

В 1882 году Мацумура Чикудун Пейчин Сокон закончил свой труд «Оригинальные Боевые Искусства окинавы».

В 1885 году родился Чибана Чосин. Он начал заниматься карате под руководством Итосу Анко в августе 1899 года. В 1918 году он открыл свое первое додзё в районе Торихори (Сюри). Он был награжден императорским орденом за заслуги четвертой степени. Ему принадлежит афоризм «Для того, чтобы постигнуть сущность карате необходимо упорно и постоянно тренироваться вплоть до самой смерти.»

В 1886 году, в Китае родился легендарный мастер Го Кен Ки. Он один из тех, кто оказал огромное влияие на развитие Наха Те. Го Кен Ки был признанным авторитетом в области стиля Белого Журавля.

В 1887 году на свет появился еще один китаец оставшийся в истории Окинавских боевых искусств – Тан Дай Цзи. Он прославился как эксперт стиля Пять Предков. Предполагают, что он обучал ката Чинто, Рохай и Ваншу.

В 1888 году родился Кёда Дзюхацу (Наха) – основатель Тоон рю.

В этом же году, в Нахе, в районе Хигаши-Маши родился основатель Годзю Рю – Тседзюн Мияги, а годом позже создатель Сито Рю – Мабуни Кенва.

Тсёдзюн Мияги и Годзю Рю

Тсёдзюн Мияги происходил из дворянского рода Какю Сицоку. Его семья не бедствовала. Отец Мияги владел двумя лодками – ямбарусен. Основным источником доходов был экспорт медицинских трав из китая. Отец Тседзюна, Тсёсё, был ворым сыном, а занчит был обречен прозябать в тени своего старшего брата – Тсёхатсу. Но он умер, в результате чего маленький Тсёдзюн был провозглашен перворожденным и переехал жить в дом своей овдовевшей тети. Именно она привела мальчика к его первому учителю Карате. Мияги исполнилось 11 лет, когда он переступил порог дома учителя Томари Те Рюко Арагаки. Кога Мияги исполнилось 14 лет, его учитель представил его Канрио Хигаонна, кторому на тот момент исполнилось 49 лет. (1902 год).

Позднее Мияги вспоминал, что тренировки были настолько тяжелыми, что он несколько раз хотел бросить занятия. Но природное упрямство победило и мальчик остался. По окнчании Дзиндзе Кото Сёгакко (начальной школы) в Наха он поступил в Кенритсу Даи Ити Тсюгакко (сейчас Высшая Школа). В высше школе Мияги параллельно карате недолго занимался ДзюДо и пробовал свои силы в Окинавском варианте Сумо (сима – окинав.). Его учителем в этом старинном виде единоборств был Соеи Макиси – чемпион Окинавы.

Увлечения Мияги боевыми искусствами все больше вступали в противорчие с учебой. Фанатичное увлечение карате не оставляло сил на занятия. В итоге Тседзюн сделал нелегки выбор и оставил высшую школу. Тренировки под руководством Канрио Хигаонна состояли из многочиленных повторений ката Сан Чин (В отличии от современного Годзю Рю движения в этом ката были быстрыми, рука – нуките) и упражнений Хдзё Ундо. Когда Мияги исполнилось 19 лет ему пришлось на деле проверить приобретенные навыки. Шесть портовых грузчиков набросились на него и были избиты юнным мастером. Узнавший об этом инцинденте от своего приемного сына, учитель устроил в этот вечер особенно мучительную тренировку постоянно повторяя, что ни один из его учеников не должен применять карате на улице. Известно, что Канрио Хигаонна не обучал своих учеников всем ката. В обязательную программу входил Сан Чин и одно кайшо ката наиболее подходящее конкретному человеку. Тсезюн Мияги достался Супаринпей. Упорство и целеустремленность юноши произвели на Канрио большое впечатление и он принял решение сделать Мияги «личным учеником» и передать ему все свои знания. С этого момента помимо общих занятий Мияги должен был оставаться на индивидуальыне тренировки во время которых перед ним открывались неизведанные просторы боевого искусства своего учителя.

Со временем Мияги, которому претила роль иждивенца, устроился на работу в банк Хяку Йондзю Сити Гинко. Целый год он пытался совмещать работу и тренировки пока его отец и заботливая тетя не обратились к нему с просьбой посвятить все свои силы тренировкам, к которым у него был явный талант. Семья Мияги была в состоянии поддерживать его финансовго , а его родственники были уверены, что сосредоточившись на любимом деле Мияги добьется большего успеха. Когда ему исполнилось двадцать он женился на Макато родственнице мастера Сёрин Рю - Ютсёку. В 1910 году Мияги был призван на службу в армию. Его часть находилась в Мияконодзё, Кюсю. Окинавцев не долюбливали в Японии, считая их неотесанными и проикитайски настроенными. К тому же Окинавский диалект отличается от Японского языка, что затрудняло общение и взаимопонимание с сослуживцами. В результате к тяготам армейской муштры добавлялись частые драки. Впрочем подготвка Мияги позволила ему не только остаться целым но и заслужить уважение офицеров, которые видя успехи бойца из провинции приняли решение ввести карате в курс подготовки солдат. Так Мияги стал инструктром. В своих воспоминаниях он не скрывал, что не отказал себе в удовольствии преподать несколько особо жестоких уроков тем из бойцов, кто особенно отличался в дискриминации выходцев с Окинавы. В армии Мияги продолжил свои занятия ДзюДо. Второй год службы Мияги провел в медицнской части. Ему присвоили чин капрала и он получил возможность познакомиться с основами медицинских знаний. Тседзюн Мияги демобилизовался в ноябре 1912 года, ему исполнилось двадцать четыре. Его учителю было суждено прожить еще три года после его возвращения. В 1915 году он ушел из жизни на шестьдесят втором году жизни. Известно, что когда Мияги было 24 года он встретился в стихийно организованном поединке с Мотобу Чоки и победил его. После смерти учителя Мияги совершил свое первое путешествие в Китай. Во время второго визита в Китай (который состоялся в период с 1920 по 1930 гг.) его сопровождал Го Кен Ки. Все это время он продолжал самостоятельные тренировки. Когда он вернулся из Китая ему исполнилось 27 лет. С собой он привез ката Роккисю (Тенсё). Вскоре он арендовал помещение в начальной школе, которую он закончил и начал преподавательскую деятельность. В это время он начал разрабатывать систему подготовительных упражнений йоби ундо (позднее дзюмби ундо). Шестого марта 1921 года принц Японии по пути домой из Европы остановился в заливе Накагусуку. Кораблем командовал окинавец, адмирал Кенуа Канна. В честь принца был устроен прием в замке Сюри с показательными выступлениями Сюри-тэ и Наха-тэ. Тсёдзюн Мияги представлял Наха-тэ, ему ассестировал его студент Дзинан Синзато. В 1922 году Мияги начал преподавать в Окинавской Полицейской Академии. Среди его учеников были будущие мастера Годзю Рю: Сейко Хига, Мейтоку Яги, Эичи Миядзато, Юсеи Тамаки, Генкаи Накаима, Сейко Кина, а также Когю Тацаки, Кеио Мадамбаси, Татсунори Сакияма, Кидзё Накаима, Бунсюн Тамаки и Когю Тацаки. В 1926 году, в Асахигаока, Вакаса-тсё, сиханами Мияги создает клуб карате Кенкю. Помимо него там преподают Ханасиро Тёмо, Тсёю Мотобу и Кенва Мабуни. Клуб был создан на деньги взятые в кредит в банке Осиро Музин Гаися. Гарантом займа выступил Го Кен Ки. В 1927 гоу Мияги выступил перед основателем Дзюдо Дзигоро кано и произвел на него хорошее впечатление, что Кано и отразил в своём письме, которое прислал Мияги находясь в Шанхае. Несмотря на внимание великого Кано дела у клуба шли неважно, денег не хватало, чтобы расплатиться с банком Мияги продал свой дом в Тсудзи-матси. В 1929 году клуб распался. Мияги арендовал дом в Югедзи и преподавал там в течении года. Затем он вернулся в Начальную школу но в 1931 году вновь переехал в Матсуяма-тсё.

Пятого мая 1930 года, в честь восшествия принца Хирохито на престол, в Токио, в храме Меидзи, была проведена Всеяпонская Демонстрация боевых искусств. Тсёдзюн Мияги получил приглашение но вместо себя послал своего лучшего ученика Дзинан Синзато. После исполнения Синзато ката Санчин и Сейсан один из выступающих спросил у него название этого стиля. История не сохранила ответ Синзато, но вполне вероятно, что он назвал его окинавское боевое искусство или Наха-тэ. По возвращении на Окинаву Синдзато рассказал своему учителю об этом случае. Понимая необходимость официального названия для дальнешего развития школы Мияги использовал изречение из Бубиши «Хо го дзю донто» (выдох – твердое, вдох – мягкое). Так пояивлось Го Дзю Рю. В 1930 году 21 ноября было основано Окинава Кенритсу Таику Киокаи (Ассоциация Атлетики Префектуры Окинава) куда входило и карате. В этом же году Мияги, впервые, включает в свою программу преподавания свободный спарринг. Правда вскоре он отказывается от этой идеи в следствии многочиленных травм. В дальнейшем на тренировках отрабатывается якусоку кумите и какие. В 1933 году карате было зарегестрированно как боевое искусство в Дай Нихон Бутокукай. В 1934 году Мияги назначают Дзёнин Гин (член постоянного комитета) окинавского отделения этой организации. В том же 1934 году Мияги получил официальную благодарность (Таику Коросё) от отдела по физическому образованию Министерства Образования за свои “выдающиеся заслуги” в области физического воспитания. В этом же году, по приглашению гавайской газеты «Иоен Зихося» он отправляется на Гаваи. Мияги преподает карате на острове до 1935 года. В 1936 году он посетил Шанхай. В 1933 и 1935 годах Мияги Сенсей выступал с показаельными выступлениями В Киото. Ему ассистировал Дзитсуеи Йоги. В декабре 1935 года, при университете Ритсумей Кан - Киото был официально зарегестрирован Исследовательский клуб карате. Мияги стал почетным мастером – учителем клуба, а Дзитсуеи Йоги и Йосими (позднее Гоген) Ямагачи стали помошниками инструктора. 28 января 1936 года Мияги организовал показательные выступления в Меидзи Сётен в Сакаи Судзи (Осака). По окнчании выстпления он признёс речь о смысле занятий карате.

(Адаптировнный текст речи приведен в книге Морио Хигаонна «История Карате»)

В 1942 году Мияги вновь посетил Университет Рицумей Кан. Это был последний визит мастера. Во время званного ужина один из участников вечера попытался вручить Мияги деньги в обмен на присвоение мастерских степеней. Мияги расценил эту просьбу как оскорбление, деньги не взял и в Киото больше не появлялся. Надо отметить, что за всю свою жизнь Мияги не присвоил ни одного дана, система поясов в Годзю Рю была введена после его смерти (только в 1956 году) и все попытки некторых деятелей карате утверждать, что Мияги вручал им черный пояс являются не более чем попытками. В 1937 году после смерти великого учителя Кенцу Ябу, который до последнего дня преподавла в Окинавском Учительском колледкже, Мияги занимает его место. В 1940 году доктор Муниеси Янаги (1889-1961), который был родом из Токио, привез на Окинаву группу помощников для исследования традиционной окинавской культуры и народного творчества. Среди искусств и ремесел, которые они изучали и записывали, были Окинавское каратэ, Рюкю буе (классический танец), якимоно (гончарное дело), когей бингата (ткачество), сикимоно (лакировка). Четверо студентов Тсёдзюна Мияги показали искусство каратэ для группы д-ра Янаги, выступление было записано на пленку. В 1982 году сын д-ра Янаги привез этот фильм на Окинаву и подарил его Музею Сюри.

В 1940 году Тсёдзюн Мияги создал ката Гекисай. Есть несколько версий о мотивах, которые двигали Мияги когда он создавал эти комплексы. Морио Хигаонна в своей книге предполагает, что основным стимулом была необходимость популяризации карате среди молодежи. В 1940 году по инициативе губернатора префектуры Окинава Хаякава Гэна был сформирован комитет, в состав которого вошли: Мияги Тсёдзюн (основатель школы Годзю-рю), Камия Дзинсэй (Годзю-рю), Синдзато Дзинъан (Годзю-рю), Миясато Кодзи (Годзю-рю), Токуда Амбун (Сюритэ), Киндзё Кэнсэй (Кобаяси-рю), Нагаминэ Сёсин (основатель Мацубаяси-рю) и Кян Синъэй (Мацубаяси-рю). Председателем комитета был назначен Исихара Сётёку, служащий полиции и специалист по кэндо. Перед комитетом стояла задача разработать базовые ката каратэ, рассчитанные на обучение школьников. (в период работы в составе Комитета имел 6-й дан). Мастера представили плоды своих трудов, основными авторами которых были Тсёдзюн Мияги и Нагаминэ Сёсин, на рассмотрение членов Специального комитета каратэдо в июне 1941 года. После обсуждения два ката «Фукюката» (массовые ката) были приняты Комитетом. Первое ката было создано Нагамине, оно было наиболее простым и получило порядковый номер один, второе ката, авторство которого принадлежало Тсёдзюн Мияги получило нпорядковый номер два.

В настоящее время Фукюгата ити изучается в школе Мацубаяси-рю. Фукюгата ни Мияги Тсёдзюн переименовал в Гекисай Дай ити, разработал методику его преподавания и бункаи и включил его в программу Годзю Рю.

Вторая мировая война, которая для японцев началась 18 июля 1931 года, когда империя напала на Манджурию, оказала своё печальное влияние на развитие карате. Годзю Рю потеряла такого замечательного мастера как Дзинан Синдзато, которого Мияги рассчитывал сделать своим преемником. 10 октября 1944 года 58-я армия США при поддержке 85 кораблей среди которых было 7 авианосцев, атаковала Окинаву. Начавшиеся в 6.30 утра авиационные налеты не прекращались до четырех часов дня. Это был дождь из бомб, которые превратили цветущий остров в огромное выжженное кладбище. Всего в налетах на Окинаву приняли участие 900 американских самолетов. В первый день погибло 1500 человек. Несмотря на то, что японское коммандование знало о готовящемся штурме, приказ об эвакуации мирного населения был отдан только на следующий день после бомбежки. Во время налетов американской авиации погиб сын Тседзюна Мияги – Дзун. Остальная семья Мияги вместе с мастером отправилась на север острова в Хеноки. Перед тем как покинуть свой дом, Мияги собрал все свои исследования и закопал их, надеясь что таким образом они будут в безпасности. К сожалению они были потеряны для потомков. В 1943 году Мияги попытался переправить семью на Кюсю, но корабль был потоплен. Его третья дочь Цунеко погибла. 1 апреля 1945 года на Окинаве высадились американские наземные силы. Мияги с большой группой земляков попал в лагерь для интернированного населения в Хентоне, позднее их перевели в район Ханедзи где Тсёдзюн пробыл девять месяцев. 23 июня 1945 года командующий императорской армией сражавшейся на Окинаве Тсюдзё Усидзима совершил сеппуку. 15 августа Япония капитулировала. В сентябре 1945 года по иницативе американского командования на Окинаве начали фомироваться комитеты самоуправления. Тсдзюн Мияги был избран в один из таких комитетов и исполнянл свои обязанности на протяжении семи месяцев. В 1946 году Мияги переезжает в Гусикаву где он получает должность старшего инструктора полицейской академии. 1 июня было учреждено 1946 года на Окинаве была учреждена уникальная форма управления при которой в принятии решений касающихся жизни острова участвовали как представители Американского военного командования та ки местные административные органы. Формальным главой админисрациистал Косин Сикия.

К концу 1947 года Мияги вернуля в Наха где он стал инструктором полицейской академии города. В 1948 году на Оинаве отменили хождение японской йены заменив его военным платежным сертификатом «би йе ну». В этом году у Мияги появились три новых ученика: Аничи Мияги, Сейкичи Гима и Чисина Бисе. До 1951 года Мияги больше не брал учеников. Первым студентом мастера после долгого перерыва стал Суичи Арагаки внук Реко Арагаки. В 1952 году ряды учеников Мияги пополнились Юно Арагаки, Сейкичи Киндзо, Кенитси Канари, Сабуро Хига, Цунетака Симабокуро, Соитси Анья, Сосабуро Анья, Мицухиде Мияги (младший брат Аничи), Кисаба, Гибо, Такаяси, Ситаучи и Тамаки. Умер Мияги 8 октября 1953 года.

Время перемен

Чтобы у читателя не создалось впечатление, что в то время как на Окинаве присходило становление Годзю Рю больше остальная жизнь острова замерла мы вновь вернемся в конец девятнадцаого столетия. В 1890 году родились Синпан Сирома и Морита Мобоку (Сюри те). Следующий год знаменит появлением на свет Сокена Хохана, который начинал свои занятия под руководством Мацумура Наби, старшего сына Мацумцры Сокона. У него он изучал Найфанчи, Бассай, Кусанку, Хакуцуру, Чинто, Усейши, Пинан 1-2 и Санчин. В 1908 году он изучает бо дзюцу, а в 1909 году он начал изучение искусства владения серпом Кама и трезубцем Саи. У мастера Кабашигава он получил несколько уроков по бою с туйфа (окинавский вариант прозношения томфа) и нунчаку. В 1892 году, в Ибараки родился будущий основатель Вадо Рю Оцука Хиронори. Он начал занятия карате под руководством Фунакоси Гичина, а в 1922 году создал собственный стиль.

1895 навсегда вошел в историю боевых искусств Японии. В этом году, в Киото, была создана самая авторитетная организация в области будо – Дай Ниппон Бутокукай. Ее первым главой стал Ватанабе Чиаки. Благодаря усилиям Дай Ниппон Бутокукай вводиться система Ренши, Кюоши и Ханши. В том же 1895 году родились Накамура Шигеру, изучавший Окинавское Кемпо под руководством Куниёши Танмея, и создатель Кушин Рю – Уэшима Санносуке.

В 1898 году родился будущий ученик Кьян Чотоку, Мотобу Чоки, Арагаки и Ханаширо Чомо, а также основатель Чито-рю (1947 год) – Читосе Цуёши. В ноябре этого г

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.