6-07-2015, 17:50 | Просмотров: 1 151; Школа
СТАТЬЯ КОННО САТОСИ "КАРАТЭ, ОКИНАВА И Я"
Каратэ, Окинава и я

Лекция опубликована в журнале The Ryukyu Forum Vol.186 за октябрь 2008 года. Перевод с японского языка Сергей В. Саркисянц. При использовании текста полностью или частично ссылка на источник и автора перевода обязательна. All Rights Reserved

Оригинал статьи в формате pdf можно скачать тут http://rapidshare.com/files/360568486/karate_okinawa_and_me.pdf

Конно Сатоси (творческий псевдоним Конно Бин)

Родился в 1955 году на острове Хоккайдо. В 1975 году в университете Дзёти (Дзёти Дайгаку (яп.) – христианский Университет Святой Софии - прим. пер.) начал изучать каратэ-до стиля Сито-рю под руководством сихана Ито Сиро. В 1978 году, будучи студентом университета Дзёти дебютировал на литературной сцене и получил премию для дебютантов в категории «проблемный роман».
После окончания университета в 1979 году поступил на работу в компанию Toshiba EMI. С 1980 года начал изучать японское каратэ школы Дзёсинмон у сихана Икэда Хосю. В 1981 году покинул компанию Toshiba EMI, и полностью посвятил себя писательской деятельности. С 1999 года руководит школой Каратэ-до Конно-дзюку.
В 2006 году за роман «Тайное расследование» получил премию Ёсикава Эйдзи в категории «дебютант». В 2008 году за роман «Решительность. Тайное расследование 2» - премию Ямамото Сюгоро и премию Японской Ассоциации писателей детективных романов. В настоящее время публикует в вечернем выпуске газеты Рюкю Симпо роман «Воин Сару» (речь идет о Мотобу Тёки, получившего прозвище «Мотобу Сару» - прим. пер). Директор Японского пен-клуба, постоянно действующий директор Японской Ассоциации писателей детективных романов.

Лектор: г-н Конно Бин
писатель, автор романа «Воин Сару», который в настоящее время публикуется в вечернем выпуске Рюкю Симпо

Добрый день. Позвольте представиться - меня зовут Конно Бин. Мне доводилось слышать, что выступления в рамках Рюкю Форума часто оказывались очень полезными. Должен извиниться, но мое выступление не принесет вам совершенно никакой пользы. Мне бы хотелось, чтобы вы слушали его с легкостью, словно для лучшего пищеварения после хорошего обеда.
Тема моего выступления: «Каратэ, Окинава и я», а начать его мне хотелось бы с рассказа о том, как я познакомился с каратэ. Как уже говорил председатель форума, прошло уже более 30 лет с тех пор, как я стал писателем, однако моя биография в каратэ немного длиннее - около 35 лет.
Вначале я расскажу о том, откуда у меня возникло желание заниматься каратэ. Это произошло в те годы, когда я учился в младшей - средней школе. По телевидению шел американский сериал «Зеленый Шершень». Главный герой сериала - Зеленый Шершень - был не слишком привлекательным персонажем. Чего не скажешь о другом действующем лице - его водителе-ассистенте по имени Като, которого играл знаменитый Брюс Ли. Тогда техника Брюса преподносилась как каратэ. Это было довольно давно, а в те времена никто толком не мог отличить китайское кэмпо от кунг-фу или каратэ. И Брюсу Ли часто доставались роли каратистов. Вот почему мне так захотелось попробовать себя в каратэ, но тогда я еще жил в глубокой провинции на острове Хоккайдо, где в то время еще не было додзё (Додзё (яп.) – «место постижения пути», место для занятий восточными единоборствами – прим. пер.), в которых преподавали каратэ. Понятно, что шансов позаниматься каратэ в младшей и средней школе у меня тоже не было. Отец время от времени практиковал кэндо (Кэндо (яп.) – «Путь Меча», японское фехтование - прим. пер.), поэтому в средней школе меня записали в секцию, где я изучал кэндо.
Тем не менее, где-то внутри меня по-прежнему горело желание научиться каратэ.

Начало. Сито-рю

Был в то время один молодежный журнал, в котором печатали комиксы «Каратэ Бака» (Бака (яп.) – дурак, олух, болван, дурень; вариант перевода названия – «Дурень-Каратист» - прим. пер.) - тогда они пользовались бешеной популярностью. Первоисточником было произведение Кадзивара Икки, а рисовал комиксы большой мастер манга (Манга (яп.) – жанр комиксов, характерный для Японии - прим. пер.) Цунода Дзиро.
Как вы помните, то было время Ояма Масутацу, и мы его просто боготворили. К тому моменту, как я перебрался в Токио, случился настоящий бум Кёкусинкай (Кёкусинкай – легендарная школа каратэ, созданная мастером Ояма Масутацу – прим. пер.), и я уже стал подумывать о том, чтобы начать заниматься этим стилем. Правда, от рождения я был довольно слабым и робким. «Мы тут сумасшедшие тренировки проводим - тебе не подойдет» - сказали мне, на что я простодушно согласился, ответив лишь: «Да, пожалуй…», и еще какое-то время моей жизни прошло без каратэ.
Как раз тогда я провалил вступительные экзамены в университет и посещал подготовительные курсы, чтобы поступить на следующий год. И волновало меня совсем не каратэ – нужно было, во что бы то ни стало, готовиться к экзаменам.
Через какое-то время я поступил в университет и попробовал разузнать, нет ли в нем случайно секции каратэ. Университет Дзёти, в который я поступил, в действительности довольно слабый ВУЗ, но на кафедре физического воспитания оказалась секция каратэ. Правда, было в ней всего три человека. И когда я попробовал спросить: «Какой у вас стиль?», мне ответили: «Какой там, все трое кто во что горазд. У одного - Годзю, у другого - Сёрин…» Никуда не годится, решил я, продолжая тем временем по-прежнему слоняться без дела.
Однако в университете оказалась еще одна группа, практиковавшая каратэ, но это был не клуб - скорее общество любителей, а занимались они стилем Сито-рю. Это стиль, созданный Мабуни Кэнва, для названия которого он взял первые иероглифы от имени сэнсэев Итосу Анко и Хигаонна Канрё. Пойти что ли туда, подумал я, но как уже говорилось ранее, от природы человек я робкий, и мне все никак не хватало духу вступить в организацию каратэ.
Пока суд да дело, не успел я поступить в университет, как с первого взгляда влюбился в красавицу из моей группы. Но она с легкостью меня отшила. И тогда я словно превратился в какого-то мазохиста. Мне страшно захотелось подвергнуть свое тело каким-нибудь мучениям, и в итоге я вступил в секцию каратэ Сито-кай. Так что выходит, что поводом для начала моих занятий каратэ послужила такая банальная причина, как несчастная любовь. С этого и началось мое каратэ.

Делаю макивару

Задолго до этого, еще во времена младшей школы, я подумал, неужели я не смогу хоть как-нибудь заниматься каратэ, и хотя никаких руководств тогда еще не было, немного поразмыслив, я открыл словарь Хякка Дзитэн, в котором было написано: «Каратэ – вид боевого искусства, распространенный на Окинаве». И еще было написано: «…бьют по макиваре» (Макивара (яп.) – буквально «обмотанное веревкой», традиционный окинавский тренажер для отработки ударов – прим. пер.). Раз так, подумал я, если я буду бить по макиваре, то тоже стану каратистом, и хотя я понятия не имел о том, как ее сделать, кое-как я все-таки ее соорудил. Вырыл в земле яму, вкопал доску, обмотал веревкой, ударил…и она сразу повалилась.
«Странно…» - подумал я, вкопал еще раз и снова ударил. И снова свалилась. Сколько ни пробовал повторять - одно и то же. Короче говоря, та часть, которую я вкапывал, была слишком короткой, поэтому основание макивары было слабым. Потратив целый день, я сделал новую, начал по ней бить и она через несколько секунд просто сломалась… Очень хорошо я запомнил то чувство разочарования от постигшей меня неудачи.
Так и случилось, что с таким вот горьким опытом и горячим желанием я начал в институте заниматься каратэ. Раз мы студенты, то во главу угла тренировочного процесса поставлено участие в соревнованиях в качестве спортсменов. Тренировки поединков кумитэ (Кумитэ (яп.) – спарринг, поединок, схватка - прим. пер.), а если ката (Ката (яп.) – «форма», комплекс движений без противника, «бой с тенью» в каратэ – прим. пер.) - то ката соревновательные.
Ката, где в блоке «сюто-укэ» (Сюто-укэ (яп.) – «блок рука-меч» - прим. пер.) пальцы рук вытягиваются в струны. Ката, где удары «цуки» (Цуки (яп.) – прямой удар рукой, условно можно провести аналогию с ударами «джэб» или «кросс» в боксе – прим. пер.) нас заставляли бить прямой рукой, не сгибая запястье.
Вдобавок ко всему, хотя в университете я, в сущности, занимался каратэ три года, не припоминаю, чтобы мне доводилось побеждать в поединках на так называемом «синдроме подъема». Как кумитэ – так тут же вскакиваю, и что я делал до того момента, как закончился бой и я сошел с татами, ничего толком не помню, - вот и все, что отложилось у меня в памяти.
Видимо, из-за того что мои серьезные успехи доставались учебе, и я вполне довольствовался этим, в университете я перестал заниматься каратэ. Результатов у меня тогда особо не было, и возможно, поэтому я не был настолько сильно увлечен тренировками. Но внутри меня по-прежнему все еще продолжало что-то гореть.

Сёрин-рю Дзёсинмон

Как уже говорил председатель форума, любезно представляя меня, окончив университет, я поступил на работу в компанию Toshiba EMI. В компании по случаю оказался сотрудник, занимавшийся в то время каратэ, и от его организации однажды поступило приглашение: «Слушай, а не прийти ли тебе к нам ради развлечения?» Я решил заглянуть.
Оказалось, что это додзё школы Дзёсинмон традиции Сёрин-рю. И вышло так, что я стал одним из членов этой организации и начал обучение под руководством сэнсэя Икэда Хосю. Это была действительно важная для меня встреча. С той поры я стал изучать у сэнсэя каратэ, а затем и бо-дзюцу (Бо-дзюцу (яп.) – искусство боя посохом «бо», длиной обычно около 180 см. – прим. пер.).
Чего только не произошло с тех пор. Каратэ – это значит, что ты не просто часть организации. Каждому члену организации приходится выполнять разные функции. И это отнимает массу времени. Стоит сэнсэю сказать, что он будет проводить чемпионат мира, как все члены организации само собой привлекаются как волонтеры. К примеру, приехало из разных стран более 200 спортсменов. Бизнес-отель, в котором их поселили, превращается в «олимпийскую деревню», а мне сэнсэй говорит: «Старостой «деревни» будешь ты!»
В такие времена бывало, что я неделями не появлялся дома. Приходилось решать различные вопросы: от встреч-проводов спортсменов до составления графика чартерных автобусов, перевода, сбора взносов, рассмотрения жалоб и претензий. А претензии случались разные. Один участник приходит и заявляет: «Включи-ка видео для взрослых!» Это выходит за рамки приличий, поэтому в здании приходилось выключать все видео. Отказал, а случалось, и снимать запреты приходилось, чего бы мне это ни стоило.

Столкновение с Окинавским Каратэ

Целыми неделями не бывал я дома и совершенно выбился из сил. Это был 1999 год. До упомянутых событий и некоторое время после я был абсолютно уверен, что то, чем мы занимаемся, и есть каратэ. Но как-то раз мне представилась возможность посмотреть видеозапись, на которой ката выполняли ученики сэнсэя Накадзато, который живет в деревне Тинэн и преподает каратэ Сёрин-рю традиции сэнсэя Кьян Тётоку.
У меня был шок, словно меня молотом по голове ударили! Названия ката такие же, как и у ката нашей школы. К примеру, Сэйсан или Бассай, Вансю, Усэйси, Кусянку («Сэсан или Бассай, Вансю…» (яп.) – названия комплексов ката – прим. пер.). Мы практикуем ката с такими же названиями, и порядок выполнения ката такой же. Однако содержание совершенно другое. Лаконично, сильно, просто – как я уже говорил, у меня было чувство, что меня чем-то хорошенько огрели. Я был очень сильно удивлен, и во мне зародилось сомнение: «Так это и есть Окинавское Каратэ?! Тогда что же то, чем мы до сих пор занимались?».
С тех пор я просто извелся. Вот уже 20 лет как я не жалея сил занимаюсь каратэ под руководством сэнсэя Икэда Хосю, а мои чувства вмиг переменились просто от просмотра видео.
И вместе с непреодолимым желанием попробовать окинавское каратэ во мне зародился сильный интерес к тому, что же все-таки представляли собой ката каратэ, которые изначально практиковали на Окинаве? В итоге после долгих колебаний я отошел от традиции сэнсэя Икеда Хосю, решив самостоятельно исследовать окинавское каратэ. Отправной точкой, с которой я начал первые попытки своими силами докопаться до корней, стал 1999 год.

Основание Конно-дзюку

Идеи создавать организацию у меня не было. Я думал, будет неплохо, если я в частном порядке смогу тренироваться и заниматься исследованиями каратэ. Но когда я вышел из организации Дзёсинмон, несколько человек, с которыми мы вместе тренировались, сказали мне, что хотят продолжить заниматься вместе со мной, и поначалу я сколотил маленькую группу – всего 4-5 человек.
Для удобства ей нужно было дать какое-то имя, и я решил, что раз организовал все это Конно, то «Конно-дзюку» (Дзюку (яп.) – частная школа, пансион. «Конно-дзюку» - «частная школа Конно» - прим. пер.), пожалуй, будет неплохо. Название организации родилось довольно легко – Каратэ-до Конно-дзюку, а если говорить о точной дате, то начали мы 1 октября 1999 года. Этот день я и считаю памятной датой основания.
Не успел я оглянуться, а в следующем году нам уже 10 лет. Сначала было всего пять человек, обратил тут внимание - а членов организации уже больше сотни. Из-за большой загруженности не удается ни руководить толком, ни как следует самому тренироваться, и порой я даже подумываю, что придется еще урезать график – вот в таком примерно режиме мы сейчас и существуем.
Так что получается, что поводом для начала независимого существования Конно-дзюку стала видеозапись тренировок учеников сэнсэя Накадзато из деревни Тинэн.
С тех пор я стараюсь раз в год обязательно приезжать на Окинаву и встречаться с различными учителями. И так как этого явно не хватает, просматриваю также видеозаписи разных сэнсэев. Когда видео смотрит дилетант, он едва ли сможет что-то понять, но для человека, имеющего за плечами определенный опыт тренировок, просмотр видео действительно очень полезен. Кроме того, изучаю я и различные древние литературные источники.
Во всем этом, как мне кажется, большую роль сыграла моя работа. По профессии я писатель, и более того, мой жанр – «мистэри», детективный роман. У меня много книг, где в роли главного героя выступают полицейские, и где действительно очень важный момент – логические выводы. Когда я занимался исследованиями каратэ, где существуют разные ката с одинаковыми названиями, когда смотрел и сопоставлял такие-то ката, которые практикуют такие-то сэнсэи из таких-то районов, то мне удалось сделать вывод, которые из этих ката являются изначальными. И у меня появилась возможность вводить практику этих ката в свои собственные
тренировки.
Например, ката Бассай – это довольно старая форма, у которой имеется масса вариаций. Только мне известно более десяти вариантов, у каждого сэнсэя эта ката немного, но отличается. В процессе долгих наблюдений мне удалось постепенно сделать вывод, который вариант является наиболее приближенным к изначальной форме. И само собой, во мне возникло сильное желание практиковать этот вариант ката.
То, что рождено на Окинаве, невозможно понять, не побывав на Окинаве. Я в этом твердо убежден. Это касается и каратэ: невозможно прочувствовать ни его дух, ни его первоначальный смысл, не побывав на Окинаве. Сейчас я это осознаю особенно четко.

Комфортная Окинава
СТАТЬЯ КОННО САТОСИ "КАРАТЭ, ОКИНАВА И Я"
Здесь я немного сменю тему. На этот раз разговор пойдет обо мне и об Окинаве. Я очень люблю Окинаву, вчера вот снова выпивал до поздней ночи. Авамори (Авамори (окинав.) – традиционный алкогольный напиток островов Рюкю, в н.в. – территории преф. Окинава – прим. пер.) очень люблю. Собственно, прошло уже лет 2 0 с тех пор, как я впервые увлекся дайвингом, и не на основном острове, а на острове Ириомотэ. Как вы знаете, Ириомотэ – остров, где из видов отдыха кроме моря ничего больше нет. Все остальное – сплошные джунгли.
Как-то по случайности на обратном пути я заскочил в город Наха (Наха – город, столица преф. Окинава – прим. пер.) – невозможно передать словами, что это была за атмосфера. Это было ощущение исключительного комфорта, которое я ни разу до тех пор не испытывал. Старые кварталы, центральный рынок Косэцу Итиба – не могу передать словами, как я полюбил эту атмосферу.
Сейчас настоящий бум маленьких островов, все едут туда в поисках девственной природы, а я, напротив, люблю такие места, как Наха, где сохранилась культура. С тех пор я стал приезжать сюда каждый год. Сам-то я уроженец севера – острова Хоккайдо, и вдобавок во мне сильно чувство, которое часто называют «тягой к южным островам». В действительности у Хоккайдо с Окинавой много общего. Коренные жители Хоккайдо тоже называют жителей Хонсю «найти-но хито» (Найти-но хито (яп.) – «люди внутренних земель», здесь – жители центральной Японии - прим. пер.). И я тоже с детства о Хонсю говорил: «Найти, Найти». Возможно, в таком вот мироощущении также кроется что-то, что нас объединяет.
Поначалу мне было действительно грустно от того, что я не понимал слов окинавских песен, но от приезда к приезду их смысл становился мне все более понятным. Много, очень много печальных песен. Люблю я и звуки сансина (Сансин (окинав.) – традиционный окинавский трехструнный инструмент - прим. пер.), и кухню окинавскую тоже люблю.
И я очень хочу понять печаль Окинавы. Господство Сацума (Сацума (яп.) – влиятельный феодальный клан острова Кюсю - прим. пер.) над Рюкю (Рюкю (окинав.) – королевство, просуществовавшее на территории островов архипелага Рюкю с 14 века н.э. до 1872 года (5-й год эпохи Мэйдзи), в н.в. – префектура Окинава - прим. пер.), упразднение Королевства Рюкю и образование префектуры Окинава, Вторая Мировая война и последовавшая за ней американская оккупация - тяжкие испытания выпали на долю Окинавы – за это я тоже ее очень люблю.
Чем больше хожу – тем больше делаю открытий, каждый раз приезжаю и не только не теряю интерес, а напротив – мне кажется, что с каждым разом я влюбляюсь в эти места все больше и больше. Думаю, что вряд ли бы я их так полюбил, если бы приехал сюда просто на экскурсию. Важно то, что я приезжаю сюда ради одной большой цели. Нет ли каких новых открытий в области каратэ, нет ли способа получше узнать каратэ – вот с какими чувствами я еду сюда.
В районе Уэхара города Нисихара живет сэнсэй Хокама – человек, построивший Музей Каратэ. Приезжая, я обязательно стараюсь встретиться с ним. И еще. Каждый год, в каждый приезд я возвращаюсь домой и заезжаю возложить цветы на могилу сэнсэя Кьян Тётоку. Человек, который показал мне место, где находится эта могила – сэнсэй Хокама, и я от всей души ему за это благодарен.
Вот с какими чувствами я приезжаю на Окинаву. Не просто сакэ попить, отведать местных блюд и вернуться домой. Думаю, именно благодаря этому во мне продолжает жить желание глубже понять Окинаву.

Соревновательное каратэ

На этом я закончу разговор обо мне и Окинаве, и снова вернусь к разговору о каратэ. Говоря о каратэ, особенно о том, что произошло с ним после того, как оно проникло в центральную Японию, нужно отметить уход в соревнования, с акцентом на поединках. На Хондо (Хондо (яп.) – «основные земли», остров Хонсю – прим. пер.) каратэ приходит в 11 году эпохи Тайсё (1922 год).
Тогда сэнсэй Фунакоси Гитин принял участие в открывшейся в Токио выставке, посвященной физическому воспитанию, чтобы представлять на ней каратэ, и объявил о показательных выступлениях. Глава Кодокан (Кодокан (яп.) – центр изучения и преподавания дзюдо, основанный «отцом» дзюдо Сэнсэем Кано Дзигоро в 1882 году (15-й год эпохи Мэйдзи) - прим. пер.), сэнсэй Кано Дзигоро, увидев эти выступления, сказал: «Это интересно! Хочу, чтобы ты преподавал это в Кодокан», и Фунакоси пришлось
задержаться. По этой причине Фунакоси остался в Токио, а каратэ начало распространяться в университетской среде. Студенты того времени представляли элиту общества, а преподавались тогда в основном европейские дисциплины. Поэтому каратэ также пытались осмыслить с позиции западной спортивной теории. Студент молод и должен успеть показать результат за 2-3 года, поэтому объем нагрузок заметно возрастает по сравнению с тем привычным укладом тренировок каратэ,
существовавшим до сих пор на Окинаве. Как следствие, студенты получают большую нагрузку, а система тренировок начинает строиться с упором на развитие мускулатуры – все как в европейской теории.
Сэнсэй Фунакоси, в действительности, сопротивлялся до последнего, а тем временем уже начинают практиковать поединки кумитэ. А это значит, что начинаются и бесконечные споры о соответствующей силе, о том, кто сильнее, кто победил. С началом поединков, так как решение об исходе схватки вычисляется по школьной системе оценок, нежелание проиграть толкает людей на еще более изнуряющие тренировки. В итоге тренировки становятся все более изматывающими - лишь бы победить в поединке, и кондиции тела потихоньку-потихоньку начинают ухудшаться.
Обратите внимание: то каратэ, которое изначально существовало на Окинаве, и то, что называют «каратэ» на Хондо, постепенно становятся совершенно разными вещами. Выходит, что каратэ, которое я изучал со студенческих пор, было каратэ японским, и когда мне говорят о том, что каратэ – это каратэ, оно везде совершенно одинаковое, то тут с водой мы и ребенка выплеснем. Я уверен - каратэ бывает совершенно разным!

Это – Культура!

Так в чем же разница? Одно из отличий, благодаря которому я могу бесконечно продолжать заниматься каратэ - это культура. Я поймал себя на мысли о том, что, как и окинавские народные песни, «сима-ута» (Сима-ута (яп.) – «песни островов», жанр традиционной окинавской песни – прим. пер.), национальная кухня и местное сакэ «авамори», каратэ – это богатейшая культура.
Меня часто в шутку спрашивают: «Каратэ – это борьба? Каратэ – это Будо?» С уверенностью отвечаю: «Каратэ – один из видов традиционного искусства!» И добавляю: «Традиционное искусство, но довольно сильное!» Я стал четко осознавать, что каратэ является одним из звеньев цепи под названием культура.
Еще сильнее я это ощутил, когда смотрел традиционный окинавский танец. В нем есть движения, которые так похожи на движения в ката традиционного каратэ! Многое мне объяснял мой хороший знакомый, который сам занимается танцами, и в первый раз у меня было чувство, что еще немного – и мы увидим каратэ.
Если конкретно, то разговор шел о «гамаку» и «тинкути» (Гамаку, Тинкути (окинав.) – базовые принципы передачи импульса силы в традиционном окинавском каратэ – прим. пер.). Судя по всему, в окинавском традиционном танце этому действительно уделяют большое внимание, но мне доводилось слышать, что изначально «гамаку» и «тинкути» часто использовались и в каратэ. Поэтому, как мне кажется, изучая ката каратэ без понимания того времени, когда были созданы окинавские ката, не приведет к пониманию их изначального смысла.
Скажем, всего один пример – ката Кусянку, которое выглядит вот так. (демонстрация ката Кусянку). Другие ката содержат большое количество симметричных движений – как вправо, так и влево, но в Кусянку руки ставятся только на одну сторону. Левая рука ставится вот так. Сегодня я был готов вести разговор о каратэ, но мое выступление удостоили своим посещением глава Рэнгокай (Рэнгокай (сокр. яп.) – организация «Окинава-кэн Каратэ-до Рэнгокай», Объединенный комитет каратэ-до
префектуры Окинава – прим. пер.) и другие известные люди, поэтому мне довольно сложно что-то демонстрировать (шутит). Позвольте, я все-таки соберусь с силами и сделаю.
Я постоянно думал о том, почему же Кусянку только на одну сторону. Как-то раз мне объяснил это один знакомый окинавец: «В древности, когда завязывали прическу «канпу» (Канпу (окинав.) – вид традиционной прически – прим. пер.), мужчины обязательно наклоняли ее на левую сторону». И тогда я понял. Отводя руку, пытающуюся ухватить «канпу», проводили контратаку. Я впервые понял, что правая рука противника, пытаясь схватить наклоненную на левую сторону прическу «канпу», может сделать это только с левой стороны.
Выходит, что если не знать истории Окинавы, ее обычаев и общей картины той эпохи, то и смысла ката уловить не удастся. С тех пор я с еще большим рвением стал стремиться на Окинаву.

Обязательный предмет в Педагогическом колледже

Когда у меня дома прозвенел звонок, и мне предложили выступить на Рюкю-Форуме, я несколько раз повторяя, ответил: «Еду, еду, еду…» Мне сказали, что этому выступлению следует придавать особое значение, и я сразу проглотил крючок вместе с наживкой. Вот так - раз есть о чем поговорить, то я тут же еду на Окинаву.
Честно говоря, я не большой мастер по части выступлений, и мне хотелось бы многое обсудить с вами вместо того, чтобы произносить здесь речь в одиночестве, поэтому я еще немного продолжу, а затем мы пообщаемся друг с другом в формате пресс-конференции. Тогда я с радостью отвечу на все ваши вопросы.
Итак, позвольте продолжить разговор. Разговор шел о каратэ как о культуре. Я стал чувствовать, насколько глубокое это явление – каратэ. Например, каратэ, которым мы все занимаемся – если разделить его на большие группы, то это Сюри-тэ, Наха-тэ и Томари-тэ. Я попытался выяснить, как и откуда появилось Сюри-тэ. И выяснил, что первоисточником был человек по имени Сакугава Канга, живший в 1700-е годы в эпоху Эдо (Эдо Дзидай (яп.) – эпоха Эдо, 1603-1867 гг. – прим. пер.), которого прозвали «Ту-Ди Сакугава» (Ту-ди Сакугава (окинав.) – «Сакугава – Танская (Китайская) Рука»- прим. пер.).
Имеются записи о том, что изначально на Окинаве борьбу и все, что с ней связано, называли «Ти» (Ти (окинав.) – рука – прим. пер.). Существовало множество видов Ти, и Сакугава Канга, после того, как побывал на учебе в Китае, ввел приемы китайских боевых искусств в свой вид Ти. Потому-то он и получил прозвище «Ту-Ди Сакугава».
Среди его учеников был человек по имени Мацумура Сокон. В 1609 году Королевство Рюкю подверглось оккупации кланом Сацума, и воины того времени были вынуждены ездить на учебу в Кагосима (Кагосима (яп.) - город на юге о-ва Кюсю, в прошлом – столица клана Сацума – прим. пер.). Где изучали Дзигэн-рю (Дзигэн-рю (яп.) – одна из наиболее традиционных старых школ японского фехтования на мечах – прим. пер.).
Мацумура Сокон, изучив Дзигэн-рю, вернулся домой, после чего в искусство, изначально предполагавшее бой голыми руками, проникли принципы кэндзюцу (Кэндзюцу (яп.) – традиционное фехтование самурайским мечом - прим. пер.). Если попробовать глубоко исследовать стиль, который называют Сюри-тэ, то мы увидим, что в действительности он содержит множество приемов против меча. Поговаривают, что причина в том, что в качестве воображаемого противника в то время представляли адепта Дзигэн-рю из Сацума.
Таким вот образом и возникло раннее Сюри-тэ. Одним из учеников Мацумуры был Итосу Анко, и это искусство постепенно начинает распространяться. В эпоху Мэйдзи оно еще не называлось «каратэ», его называли «Ту-Ди» или просто «Ти».
Тогда же, в эпоху Мэйдзи, это искусство впервые вводится в реестр обязательных предметов в двух учебных заведениях: Иттю (в настоящее время – Высшая школа Сюри) и Педагогическом колледже. Это случилось в 38 году эпохи Мэйдзи (1905 год). Тогда правительство потребовало, чтобы название данного искусства произносили в стиле Ямато (Ямато (яп.) – древнее государство на территории современной Японии, образец идеального государства для Японии начала ХХ века. В данном случае речь о японском прочтении иероглифов (т.н. «кун-ёми») - прим. пер.), поэтому «Ту-ди» переименовывают в «каратэ».
Фактически, в то же время для написания слога «кара» начинают использовать иероглиф «пустота, небо». Однако это не было повсеместным явлением. Кто-то оставил для «кара» иероглиф, означавший «Танский Китай» - так появилась «Танская рука».

Радость погони за загадками

Как уже упоминалось ранее, каратэ в центральную Японию привез сэнсэй Фунакоси Гитин, а также сэнсэй Мотобу Тёки по прозвищу «Мотобу Сару» - мой роман о нем в настоящее время публикуется частями в газете Рюкю Симпо. Известно, что сэнсэй Мотобу был очень сильным человеком.
Сэнсэй Мотобу прибыл в Осаку и стал развивать там каратэ через два года после того, как Фунакоси уехал в центральную Японию. Заслуга сэнсэя Фунакоси поистине огромна, ведь ему удалось распространить по Японии, а следом и по всему миру, то самое каратэ, которое, по сути, являлось «локальным» боевым искусством, существовавшим до этого только на Окинаве.
Как я уже говорил, сэнсэй Фунакоси в последние годы жизни о многом сильно сожалел. В основном о том, что изначальное каратэ, благодаря стараниям студенчества, постепенно стало изменяться. Также я слышал, что сэнсэй Фунакоси до последнего сопротивлялся введению практики поединков. Он часто говорил подобные вещи: «Если начнутся поединки, то это каратэ перестанет быть каратэ».
Известен факт, что именно Фунакоси-сэнсэй изменил иероглифы в слове «каратэ» на «пустота, небо» и «рука». Об этом было написано в юбилейном журнале, выпущенном в 1928 году (4-й год эпохи Сёва) по случаю 5-летней годовщины секции каратэ Университета Кэйо (Университет Кэйо – престижный частный университет в Японии - прим. пер.).
Сэнсэй Фунакоси написал для журнала несколько глав, в которых объяснил, что дает название каратэ, заимствуя иероглиф «пустота, небо» из фразы «Сики Соку Дзэ Ку» (Сики Соку Дзэ Ку (яп., будд.) – отрывок строки Сутры сердца - «Сикисоку Дзэку – Кусоку Дзэсики» - «Форма есть Пустота, Пустота – есть Форма» - где «Ку» или «Пустота» записывается иероглифом, использующимся в настоящее время для записи слова «каратэ» - прим. пер.) буддийской сутры «Хання Сингё» (Хання Сингё (яп., будд.) - Сутра Сердца – прим. пер.). Говорят также, что Фунакоси-сэнсэй первым ввел прочтение слова «каратэ» как «Сора-но Тэ» - «небесная рука» и «Ку-но Тэ» - «пустая рука».
Однако, как я уже упоминал ранее, к тому времени, когда каратэ стало обязательным предметом для учащихся в школе Иттю и Педагогическом колледже – в 1905 году (38-й год эпохи Мэйдзи) – такие иероглифы в слове «каратэ» уже использовались. Как бы то ни было, «каратэ» как «небесная рука» - часть культуры, отправной точкой которой является Окинава.
Мы говорили о каратэ как о глубоком, многогранном явлении, и о том, что в каратэ, которое мы практикуем, есть базовая ката. Это довольно таки простая форма, которая называется Найханти. И хотя эта ката совсем не сложная (движения в ней выполняются строго в стороны по одной линии), у меня порой возникает чувство, что в ней содержится практически вся техника древних ката.
Если говорить об этом более конкретно, то, к примеру, поменяв характерное для Найханти движение в сторону на фронтальное, получим движение, идентичное второй половине ката Сэйсан. Думаю, для лучшего понимания я вам это наглядно продемонстрирую.
Демонстрация. Аплодисменты.
По правде, я немного стесняюсь… Такова техника Найханти. Теперь – вторая половина ката Сэйсан, которую мы практикуем у нас в школе.
Демонстрация. Аплодисменты.
Вот такое получается движение, которое очень похоже на движения из ката Найханти, сделанные фронтально. Существуют сведения, что изначально в ката Сэйсан была только первая половина, а вторую кто-то со временем добавил. По всей видимости, вторая часть ката, которую мы практикуем у себя в школе, была создана и добавлена к первой части Кьян-сэнсэем.
Далее, если движения в приемах, содержащихся в Найханти, уменьшить, сделать короче, то они станут абсолютно идентичными с бункай (Бункай (яп.) – «разделять и осмыслять», трактовка движений ката для реального поединка – прим. пер.) для ката Бассай. Изменим направление движения с «четко в сторону» на «под углом» - получим технику из ката Вансю. Таким вот образом приходит понимание тесной взаимосвязи одних приемов с другими. Я убежден, что ката Найханти, хотя и изучается новичками в самом начале, - это тот комплекс, к которому изучающий каратэ может неоднократно возвращаться на протяжении всей своей жизни.
Вот и выходит, что чем больше я изучаю каратэ, тем четче осознаю, насколько это глубокое и многогранное явление, которое словно засасывает в водоворот сокрытых в нем тайн и загадок.
Но радость от посещений и прогулок по этому миру загадок, к сожалению, так и останется недоступной для тех, кто сам не практикует каратэ.

Любовь к Корю Каратэ

(Корю (яп.) – «древнее течение», в данном случае имеется в виду традиционное каратэ – прим. пер.)
В практике каратэ, как уже говорилось ранее, я пришел к четкому разделению. Какая это школа, какое направление, Кёкусинкай ли это или новое течение – количество людей, вовлеченных в тренировки, поистине велико. Все спортсмены как один тренируются не жалея собственных сил, и я ни в коем случае никого не критикую. И не даю оценок. «Раз уж так хочется колотить друг друга – лучше делать это, чем не делать. Но это вовсе не каратэ.
Не правда ли, есть в таких вещах что-то забавное» - после того, как я поймал себя на мысли об этом, я стал четко все разделять. В тайне я стал подумывать о том, что каратэ, «заточенное» на соревнования – по существу не есть изначальное каратэ. Говорю, что в тайне, а сам только что проболтался…
С настоящими вещами – что бы это ни было – всегда так. Все настоящее обязательно окружено ореолом культуры. Этот ореол поистине удивителен, и я считаю, что его обязательно нужно передавать из поколения в поколение.
На Олимпиаде были поединки по дзюдо. По мере того, как менялись правила, все пытались втиснуться, «пролезть в щель» между этих правил, и поединки постепенно стали совершенно неинтересными. Если бы, чего доброго, каратэ стало олимпийским видом, то думаю, его постигла бы та же участь. В настоящее время в Европе организация WKF (WKF (World Karate Federation, англ.) – Всемирная федерация каратэ – прим. пер.) поддерживает тесные связи с японской организацией Дзэнкурэн (Дзэнкурэн (сокр., яп.) – «Дзэн Ниппон Каратэ-до Рэнмэй», JKF, Японский союз каратэ-до - прим. пер.), и те поединки, которые они проводят, говоря начистоту - это уже не каратэ.
В ката показывают какой-то акробатический бункай-кумитэ. В кумитэ образовалась слишком сложная система баллов, побеждают не благодаря изначальной силе или технике каратэ, а кто быстрее выбросит руку или достанет противника ногой, и все это постепенно превращается в какие-то мелочные состязания. Происходит это из-за того, что правила созданы в Европе – и с этим ничего не поделаешь. И когда доходит до чемпионатов мирового масштаба, сопротивляться этому невозможно.
Думаю, что для молодых это хорошо. Ведь они могут поставить перед собой цель, тренироваться с полной отдачей, побеждать на соревнованиях, закалять свой дух и тело.
Но возникает вопрос, а нужно ли заниматься каратэ тем, кто перешагнул в своем возрасте 50-летний барьер? Да, но для нашего поколения особенно необходимо правильное, «точное» каратэ.

Оберегать и передавать

Возможно, я не беспристрастен в своей любви к традиционному каратэ Окинавы. Я определенно чувствую любовь к окинавскому каратэ. Более того, упорно стремлюсь к нему. Мне также хорошо известно, как сейчас обстоят дела на Окинаве. Нужно участвовать в соревнованиях, проводимых Дзэнкурэн, поэтому то, что в Окинава-кэн Рэн (Окинава-кэн Рэн (сокр., яп.) – «Окинава-кэн Каратэ-до Рэнмэй», Союз каратэ-до префектуры Окинава – прим. пер.) спортсменов тренируют соревновательным видам ката, неизбежно. Хочу, чтобы это продолжалось и впредь. Хочу, чтобы спортсмены демонстрировали нам свою силу.
С другой стороны, я очень хочу, чтобы мы не потеряли изначальное каратэ. Это - сокровище Окинавы. Это есть только на Окинаве. Это было рождено на Окинаве. Во всю силу своего голоса хочу попросить вас об этом.
Не сдавая позиций, делая все от меня зависящее, я тоже буду прилагать к этому все свои усилия. Поэтому мне так хочется, чтобы вы сохранили и передали нам каратэ удивительного острова Окинава, и так хочется вместе с вами хранить его и передавать. (Аплодисменты)

Ответы на вопросы

Секретариат Форума: Сейчас в вечерних выпусках газеты Рюкю Симпо вы публикуете роман «Воин Сару». Расскажите, что натолкнуло вас на мысль написать этот роман?
Конно: Долгое время мое творчество стояло на трех китах – детективы, «мистэри» и «экшен». Как-то раз я подумал, что раз уж речь в романе пойдет о реальном каратэ, то будет интереснее вместо вымышленного главного героя задействовать реальную личность. Пять лет назад я издал книгу о Гитин Фунакоси.
Когда я думал о том, кто же будет на этот раз, в г олове в сплыл образ легендарного и непобедимого Мотобу Сару. История жизни Мотобу Тёки богата множеством интересных событий, поэтому я подумал, что нужно обязательно написать о нем книгу. У меня появилась возможность печатать роман по частям, и я засел за работу.
Секретариат Форума: Что примечательного в личности Мотобу Сару?
Конно: Мотобу Тёки был третьим сыном семьи Мотобу Удун, которая занимала высокое социальное положение, сравнимое с принцами. Семья имела благородное происхождение, но в то время - а это был период Хайхан Тикэн (Хайхан Тикэн (яп.) – административно-территориальная реформа 4-го года эпохи Мэйдзи (1871 г.), упразднение уездов и княжеств и образование префектур – прим. пер.), хотя и владела обширной усадьбой, была далеко не зажиточной. Все внимание в семье доставалось старшему сыну, а третьего сына и ему подобных попросту считали дармоедами.
Старший сын изучал один из видов боевого искусства «Ти» - так называемый «Мотобу Удун Ти», клановое искусство, передававшееся в семье Мотобу из поколения в поколение. Но третьего сына в семье этому искусству не обучали, поэтому он украдкой подглядывал за тем, как отец учит старшего сына, и отчаянно старался все запомнить. Вот насколько этот подросток любил боевые искусства.
Тем временем для обучения старшего сына искусству каратэ в дом пригласили сэнсэя Итосу Анко, и я слышал, что Мотобу Тёки начал тогда тренироваться вместе с братом. На самом деле в то время было принято приходить учиться к сэнсэю, но ведь это была семья Мотобу Удун, поэтому сэнсэй сам приходил к ним.
Легко представить, насколько они были знатными и превосходили по статусу учителей. Мотобу Тёки изучал каратэ у сэнсэя Итосу Анко вместе со своим старшим братом Тёю, но не удовлетворился этим. Он перебрался в Томари, где стал брать уроки у мастера Томари-тэ, которого звали Мацумора Косаку.
Приобретая все большую уверенность в своих силах, он начал пробовать себя в уличных схватках «какэдамэси», выискивая и вызывая на поединок по виду
уверенных в себе людей. Как гласит легенда, Мотобу не потерпел ни единого поражения в «какэдамэси», одерживая одну победу за другой. Правда, я думаю, что раз или два он все же проиграл.
И вот наш герой приезжает в Осаку, г де буквально ворвавшись на боксерские состязания, принимает в них участие и, как ходят слухи, побеждает своего оппонента, словно одним выстрелом, прямым ударом в висок. Этот случай, описанный в популярном в то время журнале «Кинг», который выпускало издательство «Коданся», - еще один эпизод, повлиявший на рост популярности каратэ в центральной Японии.
Гоя Моримаса (глава холдинга Канэхидэ Групп): Окинаву называют колыбелью каратэ, но здесь его настолько подробно не исследуют. Сегодня представилась замечательная возможность, поэтому хотелось бы услышать о ситуации и задачах окинавского каратэ, о его будущих перспективах, в том числе на мировой арене. А также о том, что мы, обычные жители префектуры Окинава, можем сделать для каратэ.
Конно: Очень непростой опрос, и говоря об этом, я беру на себя слишком многое. О многих вещах здесь говорить очень сложно. То, о чем я скажу, очень конфиденциально. Поэтому перед тем, как начать разговор, позвольте мне заранее извиниться.
Во-первых, проблема обратного импорта. Попав однажды в центральную Японию, каратэ благодаря организации Дзэнкурэн, «оспортивилось», и теперь им должны заниматься в организациях префектуры Окинава. К сожалению, хотя и рождено каратэ на Окинаве, есть необходимость его обратного импорта. Но взять все, что есть, и отбросить мы тоже не можем. Молодые спортсмены тренируются, не жалея сил, хотят участвовать в соревнованиях и побеждать. И ничего с этим не поделаешь. Как я уже отмечал ранее, ничего не поделаешь и с тем, что молодежь учат, и молодежь будет учиться «оспортивленному» каратэ. Заниматься этим нужно обязательно.
С другой стороны, я очень хочу, чтобы сохранялось и передавалось каратэ как культура, изначальное каратэ. Кром того, хочу, чтобы вы «покопались в закромах». Скорее всего, в каждой семье, если узнать у родственников, найдется дедушка или дядя, который занимался когда-то каратэ. Значит, есть вероятность того, что этот человек знает что-то совершенно уникальное.
Может он и скажет: «Эх, все позабыл уже…» И если сейчас не заставить их попытаться вспомнить, не записать, собрав по крупицам, то мы потеряем это навсегда. Может оказаться, что этот дедушка учился непосредственно у какого-нибудь великого мастера. Ведь мастера жили не только в Сюри и его окрестностях. Есть вероятность, что среди тех, кто еще жив, хотя об этом даже не подозревают их родственники, есть люди, изучавшие каратэ у выдающихся сэнсэев. Вот о какой скрупулезной работе я хотел бы у вас попросить.
Даже если человек сам не понимает смысла движений, но ката помнит, все равно есть возможность эти ката расшифровать. И если мы это потеряем, то уже навсегда. Я и сам намерен и дальше продолжать работу в этом направлении.
Киндзё Вакана (диктор Телевидения Окинавы): Большое спасибо за сегодняшнее выступление. В младшей, средней и старшей школе я занимался каратэ в организации Сёрин-рю Синбукай в городе Окинава. После окончания школы я уехал учиться в Токио и после окончания университета два года работал в фирме звукозаписи. Узнав о том, что вы работали в Toshiba EMI, я ощутил некоторую общность, и с радостью пришел на ваше выступление.
Пока я жил в Токио, я хотел продолжать занятия каратэ, пробовал заглянуть в секцию Университета Хосэй, просматривал объявления различных додзё, но подумал, что нехорошо будет изучать каратэ у кого-то, кроме сэнсэя, у которого я учился до сих пор, и в результате оказался на целых шесть лет оторванным от каратэ.
Вы занимались каратэ в университете, заглядывали в додзё и на Окинаве, и мне хотелось бы узнать, существует ли и в чем разница в тренировках и методах борьбы, а также в самих додзё в центральной Японии и на Окинаве.
Конно: В первую очередь, отличается атмосфера. В центральной Японии придают значение формальностям, самим понятиям «додзё», «дух», и атмосфера чрезвычайно напряженная. Если говорить об окинавских додзё, то тренировки там тяжелые, но атмосфера довольно легкая. В этом большое различие.
Ещё большая разница в том, насколько есть привязка к району. В Токио и других крупных городах додзё есть у больших организаций, есть отделения разных школ. На Окинаве додзё были изначально привязаны к определенному району. Когда тренировались дети, родители могли наблюдать за ними неподалеку, и атмосфера была дружелюбная. Думаю, в этом тоже есть отличие.
И еще одно – разница в тренировке. Так называемого «кихон» - базового тренинга, с его отработкой ударов руками, ногами и перемещений, на Окинаве изначально не было. Эта система тренировки родилась в центральной Японии. Приехав к сэнсэю Накадзато Дзёэн, я был удивлен тем, что тренировка началась совершенно неожиданно со слов сэнсэя: «Так, начнем тренировку! Итак, ката!» Более того, когда в додзё мало людей, он обучал практически один на один. Вот такие, на мой взгляд, довольно существенные отличия в методах тренировки.
Изначально основой обучения каратэ был принцип «один на один». Более того, под покровом ночи. И я иногда думаю, как же здорово, что эти традиции по-прежнему живы на Окинаве. Вот такая есть разница между додзё в центральной Японии и на Окинаве.





контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.