20-08-2015, 18:52 | Просмотров: 784; Архив
Корни Шотокан: 15 оригинальных ката Фунакоши ч3

Примечание Редактора: В трех данных статьях проводится исследование корней Шотокана, через анализ 15 исходных ката Фунакоши Гичина. Первая статья рассматривала противоречия в классификации Фунакоши Сёрин-рю и Сёрей-рю по типам телосложения. Следующие две статьи акцентируются на обсуждении значения и происхождения основных ката Фунакоши.

Оригинальные 15 Ката Сёто: Последние пять

Сэйсан (Хангецу)

Под тринадцатью в названии этого ката, подразумевают 13 рук, 13 кулаков или 13 шагов. Изучаемое и в Томари и в Наха (города на Окинаве), это ката, следуя традиции Тетоку Кьяна, является первым ката, которое изучают последователи стиля Иссинрю. Фото из книги Фунакоши Гичин 1935 г. где он демонстрирует движение Сэйсан.
Точно не известно, что означает цифра 13. Некоторые считают, что столько было техник в оригинале ката; кто-то, что это означает 13 различных типов "силы" или "энергии" развиваемых в ката; кто-то, что в ката содержится столько прикладных принципов; кто-то, что это означает защиту против 13 специфических атак; и наконец, некоторые, считают, что это количество воображаемых противников, во время исполнения этого ката. Из всех этих теорий, автор не может согласится с последним. Поскольку, очень маловероятно что это ката учит действовать в подобной ситуации. Наоборот, ката было разработано что бы научить принципам, необходимым для выживания в более общих ситуациях самообороны, а не как долгое, затянутое сражение против нескольких противников (Иваи, 1992)
Акио Киндзо, известный преподаватель и исследователь окинавского карате, который более 100 раз совершал поездки в Китай, Гонконг и Тайвань для тренировок и исследований корней окинавских боевых искусств, утверждает, что данное ката, в оригинале, содержало 13 техник. Но из-за долгого процесса развития, обросло большим количеством техник (Киндзо, 1999). Так же, он утверждает, что окинавсое Сэйсан происходит из техники Йонг Чунь Белый Журавль, области Фуцзянь в Южном Китае.
Не совсем ясно, кто принес это ката на Окинаву, но точно известно, что в 1867 году, Сэйсе Арагаки (1840-1920), мастер боя на основе китайских традиций (Тоуди), демонстрировал это ката (в числе других) перед последним Саппуши (китайские императорские посланники) Ксин Жао (Томойори, 1992; Маккарти 1995, 1999).
Основные ветви включающие Сэйсан, включают версии передаваемые от Косаку Мацумура/Кодацу Иха/Теджо Оширо, Тетоку Кьян, Сейсе Арагаки, Канре Хигаонна, Канбан Уэечи, включая и Норисато Накаими. Шимабуку изучил это ката у Кьян. Версии этого ката у Кьян и Шимабуку, очень сильно напоминают "Мацумура но Сэйсан" изучаемый в некоторых школах Сито-рю (см. Сакагами, 1978)
Известный мастер окинавского карате Хироши Киндзо (b. 1919), утверждает, что нет никаких свидетельств, что ката Сэйсан изучалась в "Сюри" Сокона Мацумуры и Анко Итосу. И что известная версия Сэйсан из "Сюри", такая как Хангецу Сетокана и Сэйсан ветви Кьян, должна быть отнесена к Сэйсан Томари. В основе его рассуждений лежит, так называемый Осиро Сэйсан, представленный в 1930 году в "Кенпо Гайсетсу" Нисабуро Мики и Мизухо Такада, и переданный Косаку Мацумурой Кодацу Иха, и Кодацу Иха передал его Теджо Осиро, известному мастеру Ямани-рю Бодзюцу, прямому учителю Киндзо.
Киндзо полагает, что Фунакоши, будучи школьным учителем в Томари (маленький портовый городок неподалеку от Сюри, столицы Окинавы), возможно узнал это ката от Иха, и что раз у Кьян, было много учитилей из Томари - таких как Косаку Мацумура и Кокан Оядомари, версия Кьян могла бы так же проистекать из Томари (Киндзо, 2001). Все это прямо противоречит многочисленным публикациям о происхождении Сэйсан Кьяна (см. Например: Бишоп, 1999).
"Теория мастера Сэйсана", которая утверждает, что ката было привезено на Окинаву из Китая мастером китайского боевого искусства по имени Сэйшан (или Сэйсан), является неподтвержденным мифом. Возможно распространяемым из лучших побуждений, так сказать, преподавателями плохо изучавшими историю. Эта легенда не обнаружена ни в одном письменном источнике Окинавы или Японии.

Ваншу (Вансу или Энпи)

Считается, что это ката првез на Окинаву в 1683 году Саппуши (китайскй императорский посланник) Дзи Вонг (Яп. Ошу, 1621-1689). Возможно, оно базируется или вдохновлено, методами которые преподавал Дзи Вонг. На фото - движение из этого ката демонстрирует Фунакоши.
Нестыковка в этой теории состоит в том, с какой бы стати, правительственному чиновнику такого ранга, взбрело в голову преподавать воинские искусства (допустим даже, что он владел каким-либо видом) на Окинаве? Кроме того, Дзи Вонг пробыл на Окинаве всего 6 месяцев (Сакагами, 1978)
Дзи Вонг родился в Ксининг в Аньхое (запад центрального Китая), и был чиновником Хань Лин Юань (китайская императорская академия), занимал важный правительственный пост. Что бы стать чиновником Хань Лин Юань, претендент должен быть ученым высокого уровня, и сдать несколько общенациональных тестов (Киндзо, 1999). Только подготовка ко всему этому, была бы очень трудоемкой задачей, которая практически исключает паралельную практику воинских искусств. Однако, даже предположив, что Дзи Вонг был знаком с воинскими искусствами, то следует заметить, что Цуаньфа (китайский термин обозначающий воинские искусства) Аньхоя относиться к северному стилю. В то время, как методы окинавского ката Вансу, без сомнения, относяться к южному направлению (Киндзо, 1999).
И так, было ли Вансу названо в честь Дзи Вонга, или кого-то еще? Пока это не известно. Однако, в окинавских боевых искусствах, является обычной практика названия ката в честь его создателя. Например Кусянку, Чатан Яра но Сай, Токумине но Кон. Вполне возможно, что данное ката было введено в обиход китайским мастером по имени Вонг (не путать с Дзи Вонгом). Поскольку, читатель наверное уже знает, что в китайских боевых искусствах, обращение к учителю произносится как Сифу (лит. Учитель-отец). Не могло ли название Вансу быть неправильным окинавским произношением Сифу Вонг (Киндзо, 1999)?
Еще есть предположения, что возможно ответственность за введения Вансу лежит на двух китайских мастерах: Ксианхуи Ву (Яп. Го Кенки, 1886-1940) или Дайдзи Танг (Яп.То Дайки, 1888-1937), иммигрировавших на Окинаву в начале 20-го столетия (Дзима, и друге, 1986). Как примечание, стоит добавить, что Ву был мастером стиля Журавля, а Танг - Тигра. Оба выходцы из Фуцзянь.

Чинто (Ганкаку)

Считается, что это ката Сокон Мацумура (1829-1898) изучил у китайца по имени Чинто, но эта легенда не имеет подтверждений. В статье Гичина Фунакоши (1867-1957) напечатанной в 1914 году, и основанной на сведениях полученных от его учителя Анко Адзато (1827-1906, ученик Мацумура Сокона), говорится:
"Получившими наставления от потерпевшего караблекрушение из Фучжоу были: Гусукума и Канакусуке (Чинто), Мацумура и Оядомари (Чинте), Ямасато (Дзиин) и Накасато (Дзитте) - все из Томари. Ката изучали каждый по-отдельности. Причиной такого разделения было то, что их наставник торопился скорее вернуться домой."(Сето, 1914)
Автор предполагает, что "Мацумура" в приведенной выдержке - неправильное написание имени Косаку Мацумора из Томари. Факт, что Косаку Мацумора преподавал Чинто Тетоку Кьян, является свидетельством, что Мацумора видимо тоже изучал это ката (Киндзо, 1999).
Чем же на самом деле является Чинто? Существует форма (ката) Чен Тоу на мандаринском диалекте (Яп. Чинто, лит. Склонить Голову) в Ву Зо Цуань (так же Нго Чо Куен, Пять Кулаков Предков), слитле популярном в Гуаньджоу и Сямынь (Амой) - районы Фуцзянь или Фукиен (Киндзо, 1999), китайская южная провинция рядом с Тайванем - популярный торговый пункт и исходная точка иммиграции из/на Окинаву до 20-го столетия.
В Чен Тоу применяется техника ухода корпусом вниз и защита головы. В окинавском ката Чинто - это первая техника, а в Пяти Кулаках Предков (стиль кунг фу) - последняя (Киндзо, 1999). Однако, автор этой статьи никогда не видел форму Чен Тоу, так что не может сделать сравнительный анализ. Но это заслуживает дальнейшего исследования.
В современном окинавском карате есть три различных направления Чинто: 1 - ветвь Мацумура/Итосу (выполняется вперед-назад), 2 - ветвь Косаку Мацумора (выполняется из стороны в сторону), и 3 - версия Тетоку Кьян (выполняется под углами 45 градусов.) Версия преподаваемая Фунакоши, без сомнения - ветвь Мацумура/Итосу.

Дзитте (Дзитте)

Существует мало письменных свидетельств о последних двух ката в списке, а именно Дзитте и Дзион. Самая ранняя ссылка на Дзитте, находится в статье Фунакоши от 1914 года (под его литературным псевдонимом Сето. На фото он демонстрирует элемент этого ката в своей книге 1935 года), в выпусках газеты Рюккю Синпо 17-19 января, где это ката упомянуто дважды. В разделе о разновидностях карате (то есть ката), сказано, что Дзитте - ката которое четко проводит различия между высшыми, средними и низкими уровнями техники (Сето, 1914)
Как уже говорилось в разделе этой статьи - Чинто, Дзитте, считается, преподавался потерпевшим кораблекрушение в Томари китайцем. Говорят, что Чинто сильно связано с ката Дзион и Дзиин (Ивэй, 1992; Сакагами, 1978). Не известно, у кого Фунакоши выучил это ката. Скорее всего от Анкто Итосу. Сакагами (историк карате), утверждает, что хотя Итосу изменил многие ката, в соответствии со своей методикой физ.воспитания, судя по всему, он оставил Томари ката Дзитте, Дзион и Дзиин в значительной стпени в неприкосновенности. Отсюда следует, что Итосу действительно преподавал эти ката (Сакагами, 1978).
Хотя многие расшифровки Дзитте в современном Сетокане рассматривают бой голыми руками против вооруженного шестом противника, есть мнения, что Дзитте фактически может происходить от ката бодзюцу (Иваи, 1992). К сожалению ни одну из версий нельзя доказать убедительно. Так же интересно отметить, что в книге "Кенпо Гайсетсу" есть уникальная интерпретация этого ката - Итокасу но Дзитте (Мики и другие, 1930).

Дзион (Дзион)

Еще раз повторим, что считается, что Дзион имеет связь и Дзите и Дзиин, но в чем заключается эта связь достоверно не известно, и это является объектом интенсивного интереса среди исследователей карате. Впервые представленная в книге Фунакоши 1922-го года "Рюккю Кемпо Карате", другая версия этого ката, так же была включена в книгу Генва Накасоне в 1935 году "Каратедо Тэйкан", где была выполнена легендарным Темо Ханасиро (1869-1945), учеником Сокена Мацумура и Анкто Итосу, который помогал Итосу в преподавании карате в школах Окинавы.
Нехватка надежных письменных источников оставляет нас только с предположениями. Один исследователь в Японии утверждает, что Дзион, судя по всему, происходит от ката с использованием Текко, окинавский "кастет" (Иваи, 1992)
Текко был похож на западный кастет. Чаще всего применялся в парном варианте. В их традиционной форме (более поздние модели делались из латуни или аллюминия), Текко имел рукоять (обычно круглая деревяшка обмотанная веревкой), которая плотно сжималась в ладони каждой руки. Округленная, обитая металлом часть, крепилась с обоих концов рукояти прикрывая кулак (как гарда на многих европейских мечах). Текко могли быть весьма серьезным оружием.

Но, увы, нет так же никаких надежных свидетельств, что это маленькое, тайное оружие Рюккю Кобудо когда-либо шифровалось в формальные ката до Синкена Тайра (ученик Фунакоши и Мабуни в Японии, и изучавший кобудо под руководством Модена Ябики. Он позже основал Рюккю Кобудо Хозон Синкоку). Возможно, Синкен Тайра был вдохновлен изученным у Фунакоши ката Дзион, что бы создать ката для Текко (Накамото, 1983).
Судя по всему, Дзион передан Фунакоши Итосу. Но, если это действительно ката, изучаемое в Томари, тогда так же возможно, что Фунакоши изучил его во время своей работы в той области школьным учителем. Дзион - так же второе ката, стандартизированное для соревнований JKF.
Примечания:
Для краткого обзора противоречия Пинан/Чаннан, см. статью: Чаннан: "Потерянное" Ката Итосу?.
В этой статье присутствуют ссылки на книги Фунакоши: 1922 год - Рюккю Кенпо Карате, 1925 год - Рентан Госин Каратедзюцу, 1935 год - Каратедо Кехан.
JKF выбрал по два ката из каждого из "основных четырех стилей японского карате" для соревнований ката. Это: Канку Дай и Дзион из Сетокана, Сейсан и Чинто из Вадорю, Бассай Дай и Сеинчин из Ситорю, и Сайфа и Сайпай из Годзюрю.

Библиография

o Arakaki K. (2000) Okinawa Budo Karate no Gokui. Tokyo: Fukushodo.
o Bishop, M. (1999) Okinawan Karate: Teachers, Styles and Secret Techniques, 2nd Edition. Boston: Charles E. Tuttle.
o Fujiwara, R. (1990). Kakutogi no Rekishi. Tokyo: Baseball Magazine.
o Funakoshi G. (1922) Ryukyu Kenpo Karate. Tokyo: Bukyosha.
o Funakoshi G. (1925) Rentan Goshin Karatejutsu. Tokyo: Okura Kobundo.
o Funakoshi G. (1935) Karatedo Kyoan. Tokyo: Okura Kobundo.
o Funakoshi G. (1956) Karatedo Ichiro. Tokyo: Sangyo Keizai Shinbunsha.
o Gima S. and Fujiwara R. (1986) Taidan: Kindai Karatedo no Rekishi wo Kataru. Tokyo: Baseball Magazine.
o Hokama T. (1998) Okinawa Karatedo Kobudo no Shinzui. Naha: Naha Shuppansha.
o Iwai T. (1992) Koden Ryukyu Karatejutsu. Tokyo: Airyudo.
o Kinjo H. (1956) ?Pinan no Kenkyu Part 2,? Gekkan Karatedo. 1:3, July-August 1956. Tokyo: Karate Jiho-sha.
o Kinjo A. (1999) Karate Den Shinroku. Naha: Okinawa Tosho Center.
o Kinjo H. (1991b) Yomigaeru Dento Karate: Kata I. Video Presentation. Tokyo: Quest Ltd.
o Kinjo H. (2001) Personal Interview. Kinjo Residence, Hiratsuka, Japan, 30 June 2001.
o Mabuni K. and Nakasone G. (1938) Kobo Kenpo Karatedo Nyumon. Tokyo: Keibunsha.
o McCarthy, P. (1999) Ancient Okinawan Martial Arts: Koryu Uchinadi Vol. 2. Boston: C.E. Tuttle.
o McCarthy, P. (2001) Funakoshi Gichin & Karatedo Tanpenshu. Brisbane: IRKRS.
o McKenna, M. (2000) "Jion: What You See is Not What you Get." Journal of the Shotokan Research Society International 2:2. http://user.netomia.com/srsi/
o Miki N. and Takada M. (1930) Kenpo Gaisetsu. Tokyo: Tokyo Daigaku Kenpo-bu.
o Motobu C. (1926) Okinawa Kenpo Karate-jutsu: Kumite-hen. Osaka: Karate Fukyukai.
o Motobu C. (1932) Watashi no Karate-jutsu. Tokyo: Toudi Fukyukai.
o Murakami K. (1991) Karate no Kokoro to Waza. Tokyo: Shin Jinbutsu Oraisha.
o Mutsu M. (1933) Karate Kenpo. Tokyo: Tokyo Imperial University Karate Research Society.
o Nakamoto M. (1983) Okinawa Dento Kobudo: Sono Rekishi to Tamashii. Okinawa: Bunbukan.
o Nakasone G. (1938) Karatedo Taikan. Tokyo: Tokyo Tosho K.K.
o Sakagami R. (1978) Karatedo Kata Taikan. Tokyo: Nichibosha.
o Shoto (1914) "Okinawa no Bugi Karate ni Tsuite 1-3." Ryukyu Shinpo, January 17-19, 1914.
o Sofue T. (1997) "Bassai no Roots wo Saguru? Gekkan Hiden," July 1999, Tokyo: BAB Japan.
o Swift, C. (2001) "Channan: The Lost Kata of Itosu?" Dragon Times Issue #18.

контакты
    Юридический адрес:
    169600, Россия, Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 64, кв. 53;
    телефон: 89041046289;
    телефон-факс: 8 82142 71766;
    автоответчик: 882142 70321
    e-mail: romanovckie@mail.ru
Если вы пользуетесь материалом данного сайта и делитесь информацией, то ссылка на сайт обязательна.